УДК 612.650

РОЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Кочеткова Елена Федоровна1, Опарина Ольга Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания»
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор биологических наук, профессор кафедры «Теоретические основы физического воспитания»

Аннотация
В статье показана значимость оздоровительной физической культуры для детей с функциональными нарушениями нервной системы. Особенностью работы является дополнительное использование средств и методов реабилитационной, рекреационной и лечебной физической культуры.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, функциональные нарушения нервной системы.


SIGNIFICANCE OF RECREATIONAL EXERCISE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH FUNCTIONAL DISORDERS OF NERVOUS SYSTEM

Kochetkova Elena Fedorovna1, Oparina Olga Nikolaevna2
1Penza State University, Cand. Sc. (Biology), the Chair of Theory of Physical Education
2Penza State University, D.Sc. (Biology), Professor, the Chair of Theory of Physical Education

Abstract
Consideration is given to the significance of health promoting exercise for children with functional disorders of nervous system. The peculiarity of the study is that additional means and methods of rehabilitation, recreational and remedial exercises are suggested.

Keywords: functional disorders of nervous system., recreational exercise


Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Роль оздоровительной физической культуры для детей и подростков с функциональными нарушениями нервной системы // Исследования в области естественных наук. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2014/07/7618 (дата обращения: 30.04.2017).

В Российской Федерации под наблюдением психологов нахо­дятся около 700 тыс. детей в возрасте до 14 лет и около 300 тыс. подростков в возрасте 15-18 лет [1, 2]. Нарушение психического здоровья детей, как правило, обусловлено социально-биологическими факторами. К ним относят: сокращение сети дошкольных учреждений и здрав­ниц; грубые отступления от санитарных норм в режиме обуче­ния (5-дневная учебная неделя, 3-х сменная работа школ,  игнорирование возрастной психоло­гии и уровня подготовленности детей к обучению в школе);  занятость родителей (отчасти – их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей);  отсутствие внешкольных и внеклассных бесплатных круж­ков, клубов для развития детей по интересам;  снижение уровня жизни в целом по стране;  перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой коммуникации [3]. Перечисленные факторы приводят к усилению процессов ретардации: торможению физического и умственного развития ребенка.

В онтогенезе ребенка есть несколько критических периодов возрастной ранимости. К ним относят возраст 2-4 года, 7-8 лет, 12-15 лет [4]. В критические периоды создаются условия для возникновения и более тяжелого течения психических заболеваний. У детей дошкольного возраста в основном формируются невротические реакции. В первый возрастной криз (3 года) возникают предпосылки для развития невропатических синдромов – повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам сна, питания, пищеварения и других вегетативных функций.  В период второго возрастного криза появляются предпосылки к развитию разнообразных психогенных реакций. Это выражается в проявлении гипердинамического синдрома; невротических двигательных расстройств – тиков, заикания; синдромов страха; повышенной возбудимости. У детей школьного возраста чаще формируются неврозы. В период подросткового  криза возможно проявление патологических черт личности, психогенных реакций протеста, эмансипации, ипохондрии, др. Неврозы в подростковом возрасте могут иметь более глубокий и затяжной характер на фоне соматических заболеваний или при неблагоприятных внутрисемейных отношениях и неблагоприятных отношениях в детских коллективах. Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы.

В настоящее время актуальными являются вопросы по специфике использования средств физической культуры для детей и подростков с различными формами патологий [5, 6, 7].

Детей с заболеваниями нервной системы относят ко  II и III группам здоровья, и к подготовительной и специальной группам  по физической культуре. В комплексном лечении детей оздоровительная и лечебная физическая культура решают следующие задачи: оказывают общеукрепляющее воздействие на организм, нормализуют психоэмоциональное состояние ребенка, повышают физическую работоспособность, укрепляют волевые качества. Особое значение имеют  физические упражнения, способствующие улучшению кровообращения головного мозга – это циклические упражнения, выполняемые в медленном темпе; упражнения, вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса; упражнения, умеренно раздражающие вестибулярный аппарат (наклоны, повороты головы, туловища); все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц; упражнения, вызывающие изменения гидростатического давления крови в сосудах головы (переходы из горизонтального положения в положение сидя, стоя; наклоны и др.); различные варианты дыхательных упражнений. Рекомендуются цик­лические упражнения средней интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углубленным дыхани­ем, упражнения с сопротивлением и отягощением, со сна­рядами и на снарядах [8].

Общими противопоказаниями для детей и подростков с функциональными заболеваниями нервной системы являются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, например, упражнения для поддержания равновесия на повышенной опоре; ограничивается время игр.

Выбор физических упражнений, их объем и интенсивность дифференцируются в зависимости от клинических прояв­лений невроза: возбужденность, эмоциональная неустой­чивость (черты истерических проявлений) или вялость, угнетенность, общая заторможенность (преимущественно неврастенические и психастенические проявления).

Особенностями  проведения занятий по оздоровительной и лечебной  физической культуре являются:

– использование средств эмоционального воздействия (музыкальное сопровождение упражнений, доброже­лательное отношение к учащимся). Тон учителя физкультуры и музыкальное сопровождение должны быть бодрыми.

–  использование циклических уп­ражнений умеренной интенсивности;

–  применение активного отдыха в виде упражнений для неработающих мышц;

–  использование элементов игр и эстафет;

– применение различных видов закаливания (водные процедуры, воздушные ванны, ультрафиолетовое об­лучение);

–  проведение самоконтроля.

Все физические упражнения должны выполняться свободно, без напряжения при ритмичном дыхании с акцентом на выдохе. Для дальнейшего улучшения дыхания следует использовать физические упражнения из разных исходных положений, с гимнастическими палками, набивными мячами (от 1 до 3 кг), гантелями (от 0,5 до 3 кг).

Детей обучают равномерному темпу выполнения упражнения с последующим вовлечением в работу всех мышечных групп. Это снижает напряжение отдельных групп мышц и способствует синхронности дыхания и двигательных актов. В начальном периоде занятий необходимо уделять внимание обучению действий, направленных на расслабление мышц. Для этого используют упражнения из разных исходных положений, направленные на создание ощущения расслабленности. Широко применяют упражнения с опусканием поднятой руки или ноги и последующим расслаблением мышц. В результате происходит нормализация и совершенствование функции центральной нервной системы, расширяются адаптационные способности организма к нагрузкам, развивается координация движений и дыхания [9]. Большую роль в реабилитации детей с заболеваниями нервной системы играют средства комплексной психологической тренировки – физические упражнения, аутогенная тренировка, массаж и самомассаж, закаливание.


Библиографический список
  1. Артюшина Г.П. Основы социальной медицины.  М.: Академический проект. 2005.
  2. Вельтищев Ю.Э. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики  болезней // Альманах «Исцеление».  1995.  №2.
  3. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья.  Новосибирск.  1992.
  4. Дубровский В.Н.  Валеология. Здоровый образ жизни.  М. 1999.
  5. Теория и организация адаптивной физической культуры  /под ред. проф. С.П.    Евсеева. М.: Советский спорт. 2005.
  6. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н.  Роль оздоровительной физической культуры для детей и подростков с функциональными нарушениями органов дыхания // Исследования в области естественных наук. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2014/03/6696
  7. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н.  Роль оздоровительной физической культуры для детей и подростков с функциональными нарушениями сердечнососудистой системы // Исследования в области естественных наук. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2014/04/6753
  8. Каптелин А. Ф., Лебедева И. П.  Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации.  М.: Медицина.  1995.
  9. Частные методики адаптивной физической культуры /под ред. Л.В.  Шапковой.  М.:  Советский спорт. 2004.


Все статьи автора «Опарина Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: