УДК 612.650

РОЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Кочеткова Елена Федоровна1, Опарина Ольга Николаевна2
1Пензенский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания»
2Пензенский государственный университет, доктор биологических наук, профессор кафедры «Теоретические основы физического воспитания»

Аннотация
В статье показана значимость оздоровительной физической культуры для детей с функциональными нарушениями органов кровообращения. Особенностью работы является дополнительное использование средств и методов реабилитационной, рекреационной и лечебной физической культуры.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, функциональные нарушения органов кровообращения


SIGNIFICANCE OF RECREATIONAL EXERCISE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH FUNCTIONAL DISORDERS OF CARDIOVASCULAR SYSTEM

Kochetkova Elena Fedorovna1, Oparina Olga Nikolaevna2
1Penza State University, Cand. Sc. (Biology), the Chair of Theory of Physical Education
2Penza State University, D.Sc. (Biology), Professor, the Chair of Theory of Physical Education

Abstract
Consideration is given to the significance of health promoting exercise for children with functional disorders of cardiovascular system. The peculiarity of the study is that additional means and methods of rehabilitation, recreational and remedial exercises are suggested.

Keywords: functional disorders of cardiovascular system, recreational exercise


Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Роль оздоровительной физической культуры для детей и подростков с функциональными нарушениями сердечнососудистой системы // Исследования в области естественных наук. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2014/04/6753 (дата обращения: 29.01.2017).

Общее состояние здоровья детей в России в последние годы постоянно ухудшается. На одном из первых мест находятся заболевания органов кровообращения;  в гимназиях, лицеях в V – IX классах  заболеваемость выше по сравнению с обычными средними школами в 3-4 раза [1]. Основными причинами болезней органов кровообращения детей являются нарушения экологии, инфекции, гиподинамия, стрессы,  наследственность, повышенные физические и умственные нагрузки в критические периоды роста и развития [2, с. 32-33; 3, с. 14-16; 4, с. 16-17]. Особенно часто сердце страда­ет от повторных заболеваний ангиной, хронического воспаления миндалин, вирусного гриппа, скарлатины.

Тенденция роста числа детей с функциональными расстройствами сердечнососудистой системы связа­на с интенсивным ростом опорно-двигательного аппарата ре­бенка в период первого скелетного вытяжения (6-7 лет) и в период полового созревания. В эти периоды отмечены наиболее значительные приросты всех нарушений состояния системы кровообращения, создаются анатомо-морфологические предпосылки для возникновения различных нарушений функций сердца [5]. Нередко единственным симптомом является появление шумов сердца, часто отмечают тахикардию, утомляемость и потливость. У 40% подростков 14-17 лет сердце напоминает в той или иной мере детское сердце, поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у старших школьников, а тем более у взрослых. Например, система кровообращения у подростков приходит в состояние максимального функционального напряжения даже при относительно небольших физических нагрузках.

Синдром вегетососудистой  дистонии  широко распространён среди детского населения и составля­ет 20-30% в популяции. Гипертония обычно проявляется в пубертатный пери­од, гипотония – в 7, 10 и 12-17 лет. Ребенок жалуется на боли в области сердца, головокружение, нарушение сна. Особое место в структуре сердечнососудистых заболеваний у детей занимают нарушения сердечного ритма, часто до 15-17 лет сохраняется повышенная возбудимость сердечнососудистых нервных центров [6]. Практически любое нарушение ритма  может быть сопряжено с риском развития жизнеугрожающих состояний.  В настоящее время разработаны и внедрены стандартизированные критерии оценки состояния  вегетативной нервной системы  детей, раскрыта роль вегетативных нарушений в формировании функциональной кардиоваскулярной патологии: артериальной гипо–  и  гипертензии, нарушений ритма и проводимости и др., что позволило разработать эффективные методы лечения этих патологических состояний. Актуальной профилактикой вегетососудистой  дистонии  остаётся коррекция школьной психологической дезадаптации.                                                

      Наиболее значимыми факторами развития атеросклероза среди детей являются наследственная предрасположенность: ранняя  гипертоническая болезнь, инфаркты миокарда и инсульты у родителей ребёнка [7, с. 60-70].  Выявление группы риска важно, так как наиболее эффективной является ранняя  профилактика атеросклероза, когда имеется нестойкий характер и ещё не сложился стереотип нездорового образа жизни. Все заболевания могут привести к сердечной недостаточности.

Лечение и реабилитация являются комплексными и длительными, включают соблюдение режима дня, полноценный отдых, сбалансированное питание, уст­ранение конфликтных ситуаций в семье и в школе. Широко используют физиотера­певтическое лечение: электролечение, парафин, озокерит на шейно-затылочную область.

Двигательная активность способствует сохранению здоровья, активизации физического развития, в том числе снижению общей заболеваемости. В настоящее время актуализируются вопросы по специфике использования средств физической культуры для детей и подростков с различными формами патологий [8].

Дети с заболеваниями сердечнососудистой  системы относятся в основном к III, 1V, V группам здоровья. В соответствии с заболеванием и группой здоровья детей распределяют по группам для занятий физической культурой. Детей с функциональными нарушениями органов кровообращения относят, в основном, к подготовительной  и специальной группам. Перевод из специальной в подготовительную и, далее, в основную группу происходит после длительных занятий физическими упражнениями с малыми нагрузками.

Дети с функциональными нарушениями органов кровообращения имеют противопоказания по отдельным видам занятий, по объему и интенсивности нагрузок, а также в связи с периодизацией острых течений заболеваний. Для них устанавливают сроки возобновления занятий физической культурой, которые, в первую очередь, диктуются состоянием сердечнососудистой системы. Противопоказаниями к занятиям физической культурой являются острые и подострые периоды заболеваний. Сроки возобновления занятий физической культурой длительные – от нескольких месяцев до нескольких лет.  Занятия начинают с лечебной физической культуры, врач решает индивидуально вопрос о дозировании физи­ческой нагрузки для детей, имеющих проблемы сердечнососудистой системы. Детям с заболеваниями сердечнососудистой системы не рекомендуют физические упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания и с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса.

Детям с сердечнососудистой патологией рекомендуют  общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя. Обязательными методическими условиями на занятиях ЛФК является регистра­ция ЧСС до, после и в середине занятия и проведение тесто­вых проб. Заключение о функциональных возможностях этих детей и допустимости для них нагрузки  определяют временем нормализации  сердечных сокращений после нагрузки [9].

Физические упражнения при нейроциркуляторной дистонии, сопровождающейся повышением артериального давления и гипертонической болезнью, снижают повышенную реактивность центральной нервной системы и усили­вают ослабленный тормозной процесс. Систематическая тренировка способствует выработке у больных депрессорной реакции кровеносных сосудов. Депрессорная направ­ленность реакции сосудов зависит также от гуморальных влияний, возникающих при мышечной работе. Физические упражнения, вызывая усиление периферического кровообращения, обеспечивают, в частности, лучшее кровоснабжение головного мозга, способствуют расширению венечных артерий, в результате нормализуется кровоснабжение сердца и обменные процессы в миокарде. Занятия физической культурой для больных гипертонией должны включать утреннюю гимнастику, динамические паузы,  ходьбу, спокойный бег, плавание, велосипед, лыжи. Большое значение имеют специальные упражнения, способствующие снижению давления: дыхательные упражнения, упражнения на координацию для устранения вестибулярных нарушений. При этом все двигательные действия должны носить динамический характер, выполняться в медленном и среднем темпе без натуживаний и задержки дыхания. Важно, чтобы в работе участвовали все группы мышц, в первую очередь мышцы живота, спины. Основные задачи занятий с детьми школьного возрас­та, страдающих гипертонической болезнью:

–   нормализация корковых процессов и уменьшение ре­активности нервной системы;

–   выработка наклонности к депрессорной реакции кро­веносных сосудов;

– тренировка внесердечных факторов кровообращения.

Объем и интенсивность физических упражнений в про­цессе занятий при гипертонической болезни зависят от клинического диагноза и функциональных возможностей занимающихся. Физические упражнения повторяют 5-6 раз для круп­ных мышечных групп и 10-12 раз – для мелких и средних мышечных групп. Особенность методики проведения за­нятий заключается в том, что физические упражнения выполняют ритмично, в медленном и среднем темпе в исходных положениях лежа, сидя и стоя. Упражнения для крупных мышечных групп следует чередовать с дыхательными упражнениями. Упражнения выполняют с полной амплитудой, плавно, без значительного мышеч­ного напряжения. Количество повторений каждого упраж­нения увеличивают постепенно. К специальным при ги­пертонической болезни упражнениям относят упражне­ния для расслабления отдельных мышечных групп, для развития равновесия, дыхательные упражнения с элемен­тами медитации. Следует избегать упражнений с большой амплитудой движений для головы и туловища, с длитель­ными статическими усилиями. Дозировка физической нагрузки индивидуальна в зависимости от реакции занимающегося. Хороший оздоровительный эффект дает со­четание физических упражнений с массажем, упражне­ниями в воде и плаванием.

Гипотонией страдают люди разного возраста. Причины этого состояния различные: переутомление, неупорядоченный режим труда и отдыха, стрессы, неблагоприятная обстановка в семье и на работе, отрицательное воздействие погодных и кли­матических условий. Основной компонент в патогенезе нейроциркуляторной дистонии с пониженным артериальным давлением и гипо­тонической болезни – нарушение центральной и вегетативной регуляции сосудистого тонуса. Это обстоятельство сближает методики занятий физическими упражнениями при нейроциркуляторной дистонии по гипотоническому типу и гипотонической болезни.

Задачи занятий с детьми, страдающими нейроцирку­ляторной дистонией по гипотоническому типу, гипотони­ческой болезнью:

– нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, эмоционального состояния;

–  установление и упрочение новых условно-рефлек­торных связей (моторно-висцеральных и висцеро-моторных);

– тренировка всех органов и систем, особенно сердеч­нососудистой и мышечной; повышение сократитель­ной способности миокарда и тканевого обмена; ак­тивизация экстракардиальных факторов кровообра­щения; повышение мышечного тонуса;

–  улучшение адаптационных способностей;

– уменьшение субъективных проявлений болезни [10].

В процессе проведения учебных занятий целесообразно учи­тывать следующие рекомендации:

– необходимо максимальное проветривание спортив­ного зала. По возможности занятия проводить на свежем воздухе;

– осуществлять систематическую, постепенно возрас­тающую общую тренировку организма;

–   использовать специальные дыхательные упражнения.

При хорошем общем состоянии, длительном отсутствии обострения, отсутствии выраженных нарушений со сто­роны других органов и систем этих детей можно перевес­ти в подготовительную группу по физкуль­туре. Необходимо подчеркнуть высокую оздоровительную эффективность ходьбы и бега. Дозированные по продол­жительности и темпу ходьба, бег, подвижные игры и эс­тафеты являются не только хорошими общеразвивающими упражнениями, но и эффективным средством восста­новления функции внешнего дыхания. Положительное психоэмоциональное состояние – важное условие улучшения воздействия упражнений на организм. Особое внима­ние следует уделять укреплению нервной системы, так как ухудшение ее состояния способствует ослаблению сердечной деятельности.

В последующем при полной компенсации функции кровообращения и хорошем уровне физической подготовленности эти дети могут быть переведены в основную группу для занятий физической культурой.


Библиографический список
  1. Артюшина Г.П. Основы социальной медицины.  М.: Академический проект. 2005.
  2. Опарина О.Н., Кочеткова Е.Ф. Функциональные резервы адаптации //Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №12-1(19).
  3. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физическая работоспособность и генетическая детерминируемость //Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №1-1(20).
  4. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физическая культура как основное средство поддержания здоровья детей в экологически неблагоприятных районах //Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №1-1(20).
  5. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья.  Новосибирск.  1992.
  6. Вельтищев Ю.Э. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики  болезней // Альманах «Исцеление».  1995.  №2.
  7. Чижиков Н.В., Юревич Е.В., Опарина О.Н., Агеев И.С. Интегральные показатели кишечного липополисахарида и антиэндотоксинового иммунитета у больных атеросклерозом нижних конечностей   в сочетании с дисциркуляторной атеросклеротической энцефалопатией // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2009. № 2.
  8. Теория и организация адаптивной физической культуры  /под ред. проф. С.П.    Евсеева. М.: Советский спорт. 2005.
  9. Вайнбаум Я.С.  Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение. 1991.
  10. Каптелин А. Ф., Лебедева И. П.  Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации.  М.: Медицина.  1995.


Все статьи автора «Опарина Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: