В Российской Федерации под наблюдением психологов находятся около 700 тыс. детей в возрасте до 14 лет и около 300 тыс. подростков в возрасте 15-18 лет [1, 2]. Нарушение психического здоровья детей, как правило, обусловлено социально-биологическими факторами. К ним относят: сокращение сети дошкольных учреждений и здравниц; грубые отступления от санитарных норм в режиме обучения (5-дневная учебная неделя, 3-х сменная работа школ, игнорирование возрастной психологии и уровня подготовленности детей к обучению в школе); занятость родителей (отчасти – их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей); отсутствие внешкольных и внеклассных бесплатных кружков, клубов для развития детей по интересам; снижение уровня жизни в целом по стране; перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой коммуникации [3]. Перечисленные факторы приводят к усилению процессов ретардации: торможению физического и умственного развития ребенка.
В онтогенезе ребенка есть несколько критических периодов возрастной ранимости. К ним относят возраст 2-4 года, 7-8 лет, 12-15 лет [4]. В критические периоды создаются условия для возникновения и более тяжелого течения психических заболеваний. У детей дошкольного возраста в основном формируются невротические реакции. В первый возрастной криз (3 года) возникают предпосылки для развития невропатических синдромов – повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам сна, питания, пищеварения и других вегетативных функций. В период второго возрастного криза появляются предпосылки к развитию разнообразных психогенных реакций. Это выражается в проявлении гипердинамического синдрома; невротических двигательных расстройств – тиков, заикания; синдромов страха; повышенной возбудимости. У детей школьного возраста чаще формируются неврозы. В период подросткового криза возможно проявление патологических черт личности, психогенных реакций протеста, эмансипации, ипохондрии, др. Неврозы в подростковом возрасте могут иметь более глубокий и затяжной характер на фоне соматических заболеваний или при неблагоприятных внутрисемейных отношениях и неблагоприятных отношениях в детских коллективах. Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы.
В настоящее время актуальными являются вопросы по специфике использования средств физической культуры для детей и подростков с различными формами патологий [5, 6, 7].
Детей с заболеваниями нервной системы относят ко II и III группам здоровья, и к подготовительной и специальной группам по физической культуре. В комплексном лечении детей оздоровительная и лечебная физическая культура решают следующие задачи: оказывают общеукрепляющее воздействие на организм, нормализуют психоэмоциональное состояние ребенка, повышают физическую работоспособность, укрепляют волевые качества. Особое значение имеют физические упражнения, способствующие улучшению кровообращения головного мозга – это циклические упражнения, выполняемые в медленном темпе; упражнения, вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса; упражнения, умеренно раздражающие вестибулярный аппарат (наклоны, повороты головы, туловища); все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц; упражнения, вызывающие изменения гидростатического давления крови в сосудах головы (переходы из горизонтального положения в положение сидя, стоя; наклоны и др.); различные варианты дыхательных упражнений. Рекомендуются циклические упражнения средней интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углубленным дыханием, упражнения с сопротивлением и отягощением, со снарядами и на снарядах [8].
Общими противопоказаниями для детей и подростков с функциональными заболеваниями нервной системы являются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, например, упражнения для поддержания равновесия на повышенной опоре; ограничивается время игр.
Выбор физических упражнений, их объем и интенсивность дифференцируются в зависимости от клинических проявлений невроза: возбужденность, эмоциональная неустойчивость (черты истерических проявлений) или вялость, угнетенность, общая заторможенность (преимущественно неврастенические и психастенические проявления).
Особенностями проведения занятий по оздоровительной и лечебной физической культуре являются:
– использование средств эмоционального воздействия (музыкальное сопровождение упражнений, доброжелательное отношение к учащимся). Тон учителя физкультуры и музыкальное сопровождение должны быть бодрыми.
– использование циклических упражнений умеренной интенсивности;
– применение активного отдыха в виде упражнений для неработающих мышц;
– использование элементов игр и эстафет;
– применение различных видов закаливания (водные процедуры, воздушные ванны, ультрафиолетовое облучение);
– проведение самоконтроля.
Все физические упражнения должны выполняться свободно, без напряжения при ритмичном дыхании с акцентом на выдохе. Для дальнейшего улучшения дыхания следует использовать физические упражнения из разных исходных положений, с гимнастическими палками, набивными мячами (от 1 до 3 кг), гантелями (от 0,5 до 3 кг).
Детей обучают равномерному темпу выполнения упражнения с последующим вовлечением в работу всех мышечных групп. Это снижает напряжение отдельных групп мышц и способствует синхронности дыхания и двигательных актов. В начальном периоде занятий необходимо уделять внимание обучению действий, направленных на расслабление мышц. Для этого используют упражнения из разных исходных положений, направленные на создание ощущения расслабленности. Широко применяют упражнения с опусканием поднятой руки или ноги и последующим расслаблением мышц. В результате происходит нормализация и совершенствование функции центральной нервной системы, расширяются адаптационные способности организма к нагрузкам, развивается координация движений и дыхания [9]. Большую роль в реабилитации детей с заболеваниями нервной системы играют средства комплексной психологической тренировки – физические упражнения, аутогенная тренировка, массаж и самомассаж, закаливание.
Библиографический список
- Артюшина Г.П. Основы социальной медицины. М.: Академический проект. 2005.
- Вельтищев Ю.Э. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Альманах «Исцеление». 1995. №2.
- Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск. 1992.
- Дубровский В.Н. Валеология. Здоровый образ жизни. М. 1999.
- Теория и организация адаптивной физической культуры /под ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт. 2005.
- Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Роль оздоровительной физической культуры для детей и подростков с функциональными нарушениями органов дыхания // Исследования в области естественных наук. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2014/03/6696
- Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Роль оздоровительной физической культуры для детей и подростков с функциональными нарушениями сердечнососудистой системы // Исследования в области естественных наук. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2014/04/6753
- Каптелин А. Ф., Лебедева И. П. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. М.: Медицина. 1995.
- Частные методики адаптивной физической культуры /под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт. 2004.