УДК 612.650

РОЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Кочеткова Елена Федоровна1, Опарина Ольга Николаевна2
1Пензенский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания»
2Пензенский государственный университет, доктор биологических наук, профессор кафедры «Теоретические основы физического воспитания»

Аннотация
В статье показана значимость оздоровительной физической культуры для детей с функциональными нарушениями органов дыхания. Особенностью работы является дополнительное использование средств и методов реабилитационной, рекреационной и лечебной физической культуры.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, осанка, функциональные нарушения органов дыхания


SIGNIFICANCE OF RECREATIONAL EXERCISE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH FUNCTIONAL DISORDERS OF RESPIRATORY SYSTEM

Kochetkova Elena Fedorovna1, Oparina Olga Nikolaevna2
1Penza State University, Cand. Sc. (Biology) , Chair of Theory of Physical Education
2Penza State University, D.Sc. (Biology), Professor, the Chair of Theory of Physical Education

Abstract
Consideration is given to the significance of health promoting exercise for children with functional disorders of respiratory system. The peculiarity of the study is that additional means and methods of rehabilitation, recreational and remedial exercises are suggested.

Keywords: functional disorders of respiratory system, posture, recreational exercise


Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Роль оздоровительной физической культуры для детей и подростков с функциональными нарушениями органов дыхания // Исследования в области естественных наук. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2014/03/6696 (дата обращения: 12.07.2023).

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических явлениях остается актуальной проблемой и предметом первоочередной важности,  поскольку определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, является показателем социально-экономического развития страны. Здоровье детского населения с одной стороны чувствительно к разного рода воздействиям, с другой стороны – достаточно инертно по своей биологической природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет. Этот временной разрыв позволяет использовать теорию и механизмы формирования здоровья детей для решения проблемы восстановления здоровья. По данным литературы уже в дошкольном возрасте 68% детей имеют множество нарушений функционального характера, 17 % – имеют хронические заболевания. Для учащихся младших классов характерно несовпадение биологического и календарного возрастов, 50% – имеют задержку моторного развития. Более половины детей младших и средних классов относятся ко II и III группам здоровья. В старших классах 2/3 детей имеют патологические отклонения по функциям какой-либо из систем организма. Наиболее значительный прирост патологии явлений наблюдается  в 7, 10 лет, в период от 12 до 17 лет [1, 2].

Заболевания дыхательной системы детей в структуре общей заболеваемости занимают второе рейтинговое место [3]. По данным литературы 25 – 30 % детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся к часто болеющим детям: бронхиты составляют 35 % в структуре заболеваемости; частота бронхиальной астмы по разным данным варьирует в пределах от 2–3% до  4–7%; частота острой пневмонии низка, чаще болеют дети в возрасте от 1 до 3 лет;  постоянно растет количество  аллергических заболеваний, которые проявляются либо дыхательной недостаточностью, либо кожными проблемами [4].  По анатомическому строению дыхательная система ребенка достигает завершенности к 8 – 12 годам, функциональное развитие продолжается до 14 – 16 лет; приспособительные механизмы дыхательной системы в этот период нестойки, резервы слабы, возможности легочной вентиляции ограничены, имеются благоприятные условия для развития отеков и нарушения бронхиальной проходимости, в связи с этим легко распространяются инфекции.

Нами проанализирована динамика заболеваемости учащихся 1-х и 10-х классов нескольких школ г. Пензы в течение учебного года.  Заболеваемость носила циклический характер; пик отмечали в сентябре, октябре, декабре, феврале. Долевой вклад ОРВИ и ОРЗ в объеме острой заболеваемости первоклассников составил 65%, грипп – 11%, ангина – 5%. У десятиклассников – 48% ОРВИ, грипп – 17%, ангина – 12%; 30 – 40% детей заболевали повторно (2, 3 и более раз). Нами проанализировано физическое развитие среднепопуляционной группы детей и часто болеющих детей с повторными заболеваниями дыхательной системы. Часто болеющие дети имеют существенное отставание по физическому развитию – по характеристике двигательных качеств и по морфологическому портрету. Как правило, это дети астенического типа телосложения, имеют грудной кифоз, поясничный лордоз, крыловидные лопатки, опущенный плечевой пояс, т.е., имеют существенные нарушения осанки и подвижности грудной клетки.

В настоящее время актуализируются вопросы по специфике использования средств физической культуры для детей и подростков с различными формами патологии.

Основным механизмом формирования здоровья остается двигательная активность. Физические упражнения, занятия спортом даже в условиях повышенной загрязненности атмосферного воздуха препятствуют снижению резистентности организма; оказывают защитное действие, выступая в качестве иммунологического протектора по отношению к большой группе заболеваний [5, с. 16-17].

Дети с заболеваниями дыхательной системы относятся, в основном,  ко II и III группам здоровья, и к основной и подготовительной группам по физической культуре, но имеют ряд ограничений по виду спортивной деятельности, по климатическим условиям занятий.

Особенностью оздоровительной физической культуры для детей с функциональными нарушениями дыхательной системы являются дополнительное использование средств и методов реабилитационной, рекреационной и лечебной физической культуры. Их задачи – исправление осанки, увеличение вентиляции легких, улучшение кровообращения и лимфообращения, уменьшение застойных зон в легких, улучшение проходимости воздуха, формирование типа дыхания, механики и механизма управления дыханием  [6, 7, 8, 9, 10, с. 56-57].

Одними из главных групп упражнений являются:

– общеразвивающие упражнения и упражнения для коррекции и формирования правильной осанки;

– релаксационные упражнения с элементами психотренинга;

– дренажные упражнения. В системе оздоровительной физической культуры большое значение имеет исходное положение тела, которое резко улучшает дренажную функцию.

Особое место занимают дыхательные упражнения – статические, динамические, специальные. Их цель – формирование носового дыхания, полного дыхания, диафрагмального, верхне-, средне- и нижнегрудного.

Правильное дыхание формируется также за счет физических упражнений прикладного характера: ходьба, дозированные восхождения, гребля, плавание, лыжи, игры.

Мы считаем, что создание реабилитационных центров при школах поможет решить проблемы восстановления и повышения иммунитета,  снизить заболеваемость органов дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата.


Библиографический список
  1. Артюшина Г.П. Основы социальной медицины.  М.: Академический проект. 2005.
  2. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья.  Новосибирск.  1992.
  3. Вельтищев Ю.Э. Состояние здоровья детей и общая стратегия         профилактики болезней // Альманах «Исцеление».  1995. №2.
  4. Дубровский В.Н.  Валеология. Здоровый образ жизни.  М. 1999.
  5. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физическая культура как основное средство поддержания здоровья детей в экологически неблагоприятных районах //Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №1-1(20).
  6. Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата /под ред. Н.Л. Гросс.  М.: Советский  спорт.  2005.
  7. Теория и организация адаптивной физической культуры  /под ред. проф. С.П.  Евсеева. М.: Советский спорт. 2005.
  8. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической  культуре  /под ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский   спорт. 2005.
  9. Частные методики адаптивной физической культуры /под ред. Л.В.  Шапковой.  М.:  Советский спорт. 2004.
  10. Опарина О.Н.  Изменение показателей внешнего дыхания при адаптации к физической нагрузке // Теория и практика физической культуры. 2003. №3.


Все статьи автора «Опарина Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: