Введение
Для ряда практических задач, в частности, для авиационной метеорологии весьма важно знать (прогнозировать) вертикальные сдвиги ветра в районе аэродрома. При этом под сдвигом ветра понимают модуль векторной разности скорости ветра в двух точках, разнесенных между собой на единицу длины. Вертикальный сдвиг в метеорологии принято определять как изменение скорости ветра в метрах в секунду на 30 м высоты; горизонтальный – на 100 км расстояния.
Сдвиг ветра способен вызывать болтанку самолёта, создавать помехи полётам, влиять на точность приземления самолёта, выполняющего посадку. Вертикальный сдвиг ветра, превышающий 4 м/с на 30 м высоты, относится к метеорологическим явлением, опасным для полётов [1].
Однако, установка на аэродроме высоких мачт с соответствующими измерительными приборами, запуск воздушных шаров, воздушных змеев и другие подобные процедуры в значительной мере противоречат требованиями безопасности полётов. В связи с этим, интерес представляют какие-то новые подходы, позволяющие обеспечить измерение (количественную оценку) вертикальных градиентов скорости ветра при использовании лишь «горизонтальных» трасс – при размещении всей аппаратуры на поверхности земли, без каких-либо специальных «запускаемых» отражателей акустических волн.
Одним из таких подходов может являться использование особенностей эффекта Доплера в неоднородных средах [2, 3] с учетом рефракции акустических волн в приземном слое тропосферы [4].
Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Рефракция акустических волн
Положим, что в верхней полуплоскости ZOX некоторой среды имеется вертикальный градиент скорости C звука, причем C(z = 0) = C0. Акустический пучок входит в эту среду под начальным углом φ0. Если dC/dz > 0, то есть, c увеличением высоты увеличивается и скорость звука, то в процессе распространения пучка его угол φ наклона к оси OZ будет увеличиваться вплоть до значения φ=π /2 при некотором значении z = zm (рис.1). Затем угол изменит знак на противоположный. Если начальный угол меньше (больше), чем φ0, то максимальная высота подъема акустического пучка будет больше (меньше), чем zm, как показано на рис. 1 штрих-пунктирными линиями.

Рис. 1. Рефракция акустических волн в тропосфере
Зависимость C(z) может быть обусловлена наличием градиентов температуры или влажности воздуха [5, 6]. При этом желаемый знак градиента dC/dz > 0 практически реализуется только в условиях развитой инверсии [7].
В то же время, скорость звука C в движущейся среде (при наличии ветра) есть векторная сумма скорости звука Cн в неподвижной среде и скорости ветра W. Обычно скорость ветра с высотой увеличивается, dW/dz > 0, поэтому для рассматриваемой задачи интерес представляет случай распространения акустического пучка «по ветру», когда
C = Cн + W (для упрощения записи, мы под W будем понимать соответствующую проекцию скорости ветра на направление распространения акустического пучка).
Рассмотрим закономерности рефракции волнового пучка аналогии с геометрической оптикой. Для угла наклона пучка к оси 0Z в слое среды со скоростью звука C (на высоте z) имеет место соотношение:

.gif)
.gif)
Отсюда следует, что
.gif)
.gif)
.gif)
В частности, если C = C0, то tg φ= tgφ0. В этом случае имеет место прямолинейное распространение пучка.
Если C = C0/sinφ0, то φ = π /2. На рис. 1 это реализуется в точке с координатами
x = x(zm); z = zm.
Найдем теперь траекторию распространения пучка, проинтегрировав (1):
.gif)
В общем случае интеграл (2) «не берется», поскольку не задан явный вид зависимости C(z). Поэтому, учитывая, что в приземном слое атмосферы скорость звука с высотой меняется достаточно медленно, разложим C(z) в ряд Тейлора и ограничимся членами первого порядка малости:
Поскольку нас интересуют лишь достаточно большие сдвиги ветра, далее для конкретности положим, что зависимость C(z) обусловлена только зависимостью W(z), пренебрегая зависимостью от высоты z скорости звука в неподвижной среде Cн. То есть, мы положим, что
где γ ≡ , причем полагается, что γ z << 1; dW/dz = const; C0 = Cн + W0.
Тогда из (2) получим уравнение траектории акустического пучка z(x):
.gif)
Уравнение (3) описывает параболу, обращенную ветвями вниз (рис. 1) и пересекающую ось OX в двух точках: x = 0; x = xL = (sin2φ0)/γ. Вершина параболы есть точка с координатами: x = x(zm) = (sin2φ0)/2γ; z = zm = (cos2φ0)/2γ.
Если = 0, то уравнение (3) переходит в уравнение прямой: z = x/tgφ0.
Нетрудно видеть, что zm монотонно возрастает с уменьшением 0, причем zm = 0 при
0 = /2. Максимальное значение zm достигается при φ0 = 0, когда 2γzm = 1. То есть, в этом случае zm = 1/2γ.
В то же время, xL монотонно возрастает с увеличением угла φ0 в интервале 0 ≤ φ0 ≤ π/4, и убывает с увеличением 0 в интервале /4 0 /2. В данном случае xL = 0, если φ0 = 0 или же φ0 = π/2, тогда как максимальное значение xL достигается при φ0 = π /4, когда xL = 1. То есть, в этом случае xL = 1/γ. Отметим, что zm(φ0 = π /4) = 1/4γ.
Однако выше мы ограничились реализуемым на практике в подавляющем большинстве случаев условием γz << 1. Отсюда сразу следует ограничение на возможное значение φ0: cos2φ0 << 1. То есть, практически это означает, что φ0 > 700. Другими словами, угол места или, как говорят в артиллерии, угол возвышения a0 = π/2 – φ0 должен быть меньше 200.
Для рассматриваемой параболы (3), как нетрудно видеть, имеет место соотношение: x(zm)/zm= 2tgφ0. При этом для реальных условий (для «настильной» траектории) 2tgφ0 > 5,5. То есть, в общем случае из того, что γz << 1, не следует вывод о том, что γx << 1.
Найдем теперь длину L траектории пучка, то есть, длину выбранного участка параболы:
.gif)
.gif)
.gif)

Как видно из (4), если γ = 0, то L = x/sinφ0. В этом случае рефракция отсутствует, и траектория пучка представляет собой прямую линию.
Схема измерений
Рассмотрим схему измерений, представленную на рис. 2.

Рис. 2. Функциональная схема измерений при горизонтальной трассе
1 – излучающая антенна локатора; 2 – приемная антенна локатора;
3 – блок управления и обработки.
Излучающая антенна 1 акустического локатора установлена неподвижно, а приемная антенна 2 установлена в кузове автомобиля, движущегося с некоторой скоростью V (или наоборот, движется излучающая антенна, а приемная антенна неподвижна). Номинальное расстояние между антеннами есть xL. При этом скорость V не слишком велика для того, чтобы за время измерений расстояние xLпрактически не изменялось.
Ось диаграммы направленности антенны 1 составляет угол φ0 с вертикалью, причем ширина диаграммы направленности достаточно велика для того, чтобы обеспечить уверенный прием сигнала антенной 2 в процессе движения последней.
Обе антенны подсоединены к блоку 3 управления и обработки сигналов. Скорость ветра W с высотой возрастает, так что имеет место «положительная» рефракция акустического пучка.
В данном случае, в принципе, возможны измерения, аналогичные измерениям при наклонных трассах [4]. Однако при этом, по-видимому, погрешности могут быть весьма значительными, в первую очередь, вследствие погрешностей определения высоты. В то же время, для многих практических задач в приземном слое атмосферы достаточно всего лишь оценки величины сдвига ветра. Поэтому перейдем теперь непосредственно к определению параметра γ ≡ , характеризующего вертикальный градиент скорости ветра (сдвиг ветра). Для приземного слоя атмосферы C0 может быть измерена независимыми методами, (например, методом, описанным в [4]), так что в дальнейшем будем полагать скорость C0 известной.
Итак, излучение локатора с несущей частотой f1 модулируется частотой f2, такой, что соответствующая длина волны l2 = C/f2 ≈xL/2.Приемный блок локатора регистрирует «сдвинутые» частоты fp1,fp2.
Относительные сдвиги частот сигналов имеют вид:
(fp1 – f1)/f1 = Df1/f1 = 2V/C1; (fp2 – f2)/f2 = Df2/f2 = 2V/C2.
Длина волны несущей частоты l1 £ 101 см достаточно мала по сравнению с остальными линейными масштабами рассматриваемой задачи. Поэтому можно считать, что C1 – «местная» (локальная) скорость звука на высоте излучающей антенны – практически, «на уровне земли». То есть, C1 = C0. Далее, C2 - скорость звука, усредненная по трассе, длина которой по порядку величины равна L/2, где L определяется (4). Рассматриваемое усреднение, по сути, есть усреднение по высоте от нуля до zm:
C2 = =
= C(z) = C0(1 + γzm/2).
Введем параметр A, который, как легко видеть, не зависит от скорости V:
.gif)

.gif)
Отсюда следует, что γzm= 2(1 – A). Входящую в это выражение величину zm мы не можем измерить, поэтому ограничимся оценками, исходя из вида параметров параболы (3).
Поскольку γxL/2 = sinφ0cosφ0 = cosφ0, то cos2φ0 = [1 -
]/2. При решении соответствующего квадратного уравнения взято только одно решение, отвечающее меньшему значению cos2φ0 (меньшему значению zm). Тогда получим:
.gif)
Отсюда нетрудно найти искомую величину γ:
.gif)
В (5) под знаком корня стоит неотрицательное число, поскольку 3/4 £ A £ 1. При этом
A = 3/4, когда γzm= 1/2 (cos2φ0 = 1); A = 1, когда γzm= 0 (cos2φ0 = 0).
Если γxL << 1, то γzm ≈ (γxL)2/8. При этом 1 – A << 1, так что 4A – 3 ≈ 1, т.е.
.gif)
Для геометрии схемы рис. 2 в распоряжении исследователя, по сути, есть только два параметра: угол φ0, который составляет с вертикалью ось диаграммы направленности передающей антенны, и расстояние xLмежду передающей и приемной антеннами локатора.
Для некоторого заданного значения γ максимальное значение xL = 1/γ реализуется при φ0 = π/4, причем для этого же угла zm = 1/4γ. При больших значениях γ будет иметь место «недолет» акустического пучка до приемной антенны для любых φ0. При меньших значениях γ будет иметь место «перелет», который, однако, может быть устранен при некотором значении φ0 ≠ π/4 (желательно, φ0 < π/4).
Некоторые численные оценки
Положим, что вертикальный сдвиг ветра dW/dz относится к метеорологическим явлением, опасным для полётов и составляет 4 м/с на 30 м высоты. Положим также, что
γ = dW/(C0dz) ≈ 4*10-4 м-1. Тогда максимальное значение xL= 1/γ = 2,5 км реализуется при
φ0 = π/4,причем для этого же угла zm= 1/4γ = 625 м. В этом случае A = 1/(1 + γzm/2) ≈ 0,89.
Пусть теперь сдвиг ветра на порядок меньше, γ ≈ 4*10-5 м-1. Тогда при том же значении xL= 2,5 км имеем: γxL = 10-1; cosφ0 ≈ γxL/2 = 5*10-2. Отсюда следует, что угол места (угол возвышения) a0 = π/2 – φ0 ≈ 5*10-2 ≈ 30. В этом случае zm≈ 31 м; 1 – A = 10-4.
Оценим теперь погрешности измерений, соответствующие (6). Относительную погрешность ∂γ/γ определения γ можно найти по соотношению: ∂γ/γ ≈ +
, где
– относительная погрешность измерения xL; ∂A - абсолютная погрешность измерения A.
Если обработка электронных сигналов производится аналогично схемам [2, 4], то абсолютная погрешность ∂A достаточно мала: ∂A ≈ 10-6. Положим далее, что 1 – A ≈ 10-4. Тогда < 10-6.
Рассмотрим теперь погрешность ∂xL/xL. Поскольку приемная антенна движется с некоторой скоростью V, то xLменяется непосредственно во время измерений. При этом для оценок можно положить, что именно этот фактор дает основной вклад в погрешности. Пусть время единичного измерения t ≈ 1/f2 ≈ xL/C0. За это время антенна 2 пройдет расстояние
Vt = xL(V/C0). Именно это расстояние и примем в качестве абсолютной погрешности ∂xL. Тогда ∂xL/xL = V/C0. Если положить, что V = 3 м/c ≈ 10 км/час, то получим: ∂γ/γ ≈ 10-2.
При этом угол возвышения a0 = π/2 – φ0, по-видимому, следует подбирать непосредственно во время измерений (производить «прицеливание»излучающей антенны на приемную). Относительная погрешность измерения вертикального сдвига ветра может составлять 10-2.
Следует отметить, что в принципе параметр γ может быть определен из приведенного выше соотношения: cos2φ0 = [1 - ]/2. Тогда вместо измерения доплеровских сдвигов частоты следует проводить измерения угла φ0. Однако с практической точки зрения погрешность соответствующих измерений вряд ли может быть сравнительно небольшой.
Заключение
Измерения при использовании лишь «горизонтальных» трасс – размещение всей аппаратуры на поверхности земли, без каких-либо специальных «запускаемых» отражателей акустических волн – представляют интерес для многих практических задач. В данном случае не требуется установки на аэродроме высоких мачт с соответствующими измерительными приборами, запуска воздушных шаров, воздушных змеев и т.д. (в значительной мере усложняющих обеспечение безопасности полётов).
Общая идея такого рода измерений состоит в следующем. При наличии вертикальных сдвигов ветра измеряемая скорость звука в подветренном направлении возрастает с высотой, вследствие чего имеет место явление рефракции – отклонения акустической волны «к земле» от первоначального направления, задаваемого передающей антенной. При определенных условиях эта волна может восприниматься приемной антенной локатора, удаленной от передающей антенны на заданное расстояние и движущейся относительно передающей антенны. Частота модуляции выбирается такой, чтобы соответствующая длина волны соответствовала этому расстоянию. Отношение сдвига частоты модуляции к сдвигу несущей частоты не зависит от взаимной скорости движения антенн, но зависит от отношения «локальной» скорости звука к скорости звука, усредненной по трассе распространения – то есть, усредненной по высоте от уровня размещения антенн до уровня, определяемого «полным внутренним отражением» акустического пучка в градиентной среде.
Получены соотношения, позволяющие вычислить сдвиг ветра (вертикальный градиент скорости ветра) по измеренным сдвигам частоты.
Оценены возможные погрешности. При сравнительно несложном исполнении приемно-передающей аппаратуры можно обеспечить относительную погрешность измерения сдвига ветра 10-2.
Показано, что при расстоянии между передающей и приемной антеннами акустического локатора xL ≈100 км возможно определение вертикального сдвига ветра в приземном слое атмосферы в диапазоне, представляющем непосредственный практический интерес (включая значения, опасные для полетов авиации).
Библиографический список
- Богаткин О.Г. Авиационная метеорология. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2005. – 328 с.
- Kolomiets, S.M. Sounding of ocean and atmosphere using Doppler Effect in inhomogeneous media / Physics of Wave Phenomena, 2003. – Vol. 11, Number 3. – Pp. 159-167.
- Коломиец С.М. Вертикальный профиль скорости звука и конвективные движения воздуха // Исследования в области естественных наук, 2014. – № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2014/07/7631 (дата обращения: 05.08.2014).
- Коломиец С.М. Эффект Доплера в приложениях к зондированию атмосферы и океана: Монография. – Обнинск, 2015. – 114 с.
- Исакович М.А. Общая акустика. – М.: Наука, 1973. – 496 с.
- Красильников В.А. Введение в акустику. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 152 с.
- Матвеев Л.Т. Курс общей метеорологии. Физика атмосферы. – Л.: Гидрометеоиздат, 1984. – 751 с.