Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических явлениях остается актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, поскольку определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, является показателем социально-экономического развития страны. Здоровье детского населения с одной стороны чувствительно к разного рода воздействиям, с другой стороны – достаточно инертно по своей биологической природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет. Этот временной разрыв позволяет использовать теорию и механизмы формирования здоровья детей для решения проблемы восстановления здоровья. По данным литературы уже в дошкольном возрасте 68% детей имеют множество нарушений функционального характера, 17 % – имеют хронические заболевания. Для учащихся младших классов характерно несовпадение биологического и календарного возрастов, 50% – имеют задержку моторного развития. Более половины детей младших и средних классов относятся ко II и III группам здоровья. В старших классах 2/3 детей имеют патологические отклонения по функциям какой-либо из систем организма. Наиболее значительный прирост патологии явлений наблюдается в 7, 10 лет, в период от 12 до 17 лет [1, 2].
Заболевания дыхательной системы детей в структуре общей заболеваемости занимают второе рейтинговое место [3]. По данным литературы 25 – 30 % детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся к часто болеющим детям: бронхиты составляют 35 % в структуре заболеваемости; частота бронхиальной астмы по разным данным варьирует в пределах от 2–3% до 4–7%; частота острой пневмонии низка, чаще болеют дети в возрасте от 1 до 3 лет; постоянно растет количество аллергических заболеваний, которые проявляются либо дыхательной недостаточностью, либо кожными проблемами [4]. По анатомическому строению дыхательная система ребенка достигает завершенности к 8 – 12 годам, функциональное развитие продолжается до 14 – 16 лет; приспособительные механизмы дыхательной системы в этот период нестойки, резервы слабы, возможности легочной вентиляции ограничены, имеются благоприятные условия для развития отеков и нарушения бронхиальной проходимости, в связи с этим легко распространяются инфекции.
Нами проанализирована динамика заболеваемости учащихся 1-х и 10-х классов нескольких школ г. Пензы в течение учебного года. Заболеваемость носила циклический характер; пик отмечали в сентябре, октябре, декабре, феврале. Долевой вклад ОРВИ и ОРЗ в объеме острой заболеваемости первоклассников составил 65%, грипп – 11%, ангина – 5%. У десятиклассников – 48% ОРВИ, грипп – 17%, ангина – 12%; 30 – 40% детей заболевали повторно (2, 3 и более раз). Нами проанализировано физическое развитие среднепопуляционной группы детей и часто болеющих детей с повторными заболеваниями дыхательной системы. Часто болеющие дети имеют существенное отставание по физическому развитию – по характеристике двигательных качеств и по морфологическому портрету. Как правило, это дети астенического типа телосложения, имеют грудной кифоз, поясничный лордоз, крыловидные лопатки, опущенный плечевой пояс, т.е., имеют существенные нарушения осанки и подвижности грудной клетки.
В настоящее время актуализируются вопросы по специфике использования средств физической культуры для детей и подростков с различными формами патологии.
Основным механизмом формирования здоровья остается двигательная активность. Физические упражнения, занятия спортом даже в условиях повышенной загрязненности атмосферного воздуха препятствуют снижению резистентности организма; оказывают защитное действие, выступая в качестве иммунологического протектора по отношению к большой группе заболеваний [5, с. 16-17].
Дети с заболеваниями дыхательной системы относятся, в основном, ко II и III группам здоровья, и к основной и подготовительной группам по физической культуре, но имеют ряд ограничений по виду спортивной деятельности, по климатическим условиям занятий.
Особенностью оздоровительной физической культуры для детей с функциональными нарушениями дыхательной системы являются дополнительное использование средств и методов реабилитационной, рекреационной и лечебной физической культуры. Их задачи – исправление осанки, увеличение вентиляции легких, улучшение кровообращения и лимфообращения, уменьшение застойных зон в легких, улучшение проходимости воздуха, формирование типа дыхания, механики и механизма управления дыханием [6, 7, 8, 9, 10, с. 56-57].
Одними из главных групп упражнений являются:
– общеразвивающие упражнения и упражнения для коррекции и формирования правильной осанки;
– релаксационные упражнения с элементами психотренинга;
– дренажные упражнения. В системе оздоровительной физической культуры большое значение имеет исходное положение тела, которое резко улучшает дренажную функцию.
Особое место занимают дыхательные упражнения – статические, динамические, специальные. Их цель – формирование носового дыхания, полного дыхания, диафрагмального, верхне-, средне- и нижнегрудного.
Правильное дыхание формируется также за счет физических упражнений прикладного характера: ходьба, дозированные восхождения, гребля, плавание, лыжи, игры.
Мы считаем, что создание реабилитационных центров при школах поможет решить проблемы восстановления и повышения иммунитета, снизить заболеваемость органов дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата.
Библиографический список
- Артюшина Г.П. Основы социальной медицины. М.: Академический проект. 2005.
- Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск. 1992.
- Вельтищев Ю.Э. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Альманах «Исцеление». 1995. №2.
- Дубровский В.Н. Валеология. Здоровый образ жизни. М. 1999.
- Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физическая культура как основное средство поддержания здоровья детей в экологически неблагоприятных районах //Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №1-1(20).
- Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /под ред. Н.Л. Гросс. М.: Советский спорт. 2005.
- Теория и организация адаптивной физической культуры /под ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт. 2005.
- Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре /под ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт. 2005.
- Частные методики адаптивной физической культуры /под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт. 2004.
- Опарина О.Н. Изменение показателей внешнего дыхания при адаптации к физической нагрузке // Теория и практика физической культуры. 2003. №3.