УДК 37.013

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ

Хусаинова Румия Шакировна1, Курлянова Дарья Петровна2, Айкашев Геннадий Сергеевич3
1Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета
2Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета
3Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета, научный руководитель, кандидат педагогических наук

Аннотация
В данной статье рассмотрены влияния различных психолого- педагогических диагностик в работе с учащимися. Так же нами были рассмотрены инновации в системе диагностики.

Ключевые слова: анкетирование инновации, диагностика, игровые технологии, Интернет – сообщества, Отечественная и зарубежная диагностика, периодические издания, технические приборы и устройства, эффективность систем


STUDENTS PSYCHO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS

Khusainova Rumiya Shakirovna1, Kurlanova Dariya Petrovna2, Aikashev Gennadiy Sergeevich3
1Elabuga Institute of Kazan in the Volga Federal University
2Elabuga Institute of Kazan in the Volga Federal University
3Elabuga Institute of Kazan in the Volga Federal University, scientific supervisor, Ph.D. in pedagogics

Abstract
This article discusses the impact of various psychological and pedagogical diagnostics in the work with students. Likewise we have considered innovations in the system diagnostics.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Хусаинова Р.Ш., Курлянова Д.П., Айкашев Г.С. Психолого-педагогическая диагностика в работе с учащимися // Исследования в области естественных наук. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2013/06/5006 (дата обращения: 30.04.2017).

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт  школьного образования второго поколения (ФГОС-2), как известно, представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством (в том числе и в лице администрации школы), который устанавливает достаточно высокие требования к результатам и качеству обучения учащихся различных возрастных и социальных групп. На подобный результат нас ориентирует также и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования, который утвержден Министерством образования и науки  22 декабря 2009 года. Эти целевые установки для педагогической общественности отражены в новом Законе «Об образование», действие которого начинается с 1 сентября 2013 года [1].

В этих документах, помимо основных требований общества к результатам подготовки учащихся в учебном заведении, заключенных в виде ключевых компетенций к качествам личности, выделяются также и основные требования к учителям начальной, основной и средней школы, а, следовательно, и студентам педагогических учебных заведений.

В числе ключевых компетенций, в подготовке студентов, указываются: профессиональные компетенции (ПК); образовательные компетенции (ОК); общественно-профессиональные компетенции (ОПК) и некоторые другие, реализуя которые формируются социально-психологические, умственные и творческие способности каждой личности.

Одним из направлений такой работы должна стать диагностика уровня воспитанности, успеваемости, социальной зрелости, физического развития и  других качеств личности человека, находящегося в стенах учебного заведения. Все это становится основным каналом  знаний, на основе которых можно организовать учебную и внеаудиторную деятельность будущего учителя-предметника, педагога-исследователя средней школы.

Частичному решению вопросов по диагностике социально-педагогического, интеллектуального и психологического развития личности воспитанников в учебных заведениях, в той или иной степени, способствуют многочисленные публикации в научно-теоретических, научно-методических, психолого-педагогических и научно-практических ежемесячных журналах, таких как: «Народное образование», «Педагогическая диагностика», «Исследовательская работа школьников», «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и многих других.

Особую значимость для нас, студентов, как будущих школьных педагогов-исследователей, а возможно и вузовского преподавателя, приобретает творческое использование в своей работе материалов, отражающих последние достижения гуманитарных, социальных, естественно-математических  наук на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях, затрагивающих проблемы психологии, педагогики, социологии и предметных дисциплин.

Огромное количество новой информации можно получить из таких источников, как: «Педагогика», «Высшее образование сегодня», «Высшее образование в России», «Вопросы психологии».

Как известно, у каждого периодического издания, помимо их бумажных вариантов, есть еще и их электронные версии (почтовые ящики и сайты), что делает электронное обучение, образование, самообразование и применение информационных, дистанционных технологий  в системной диагностике воспитанников в учебных заведениях важнейшим направлением деятельности любого современного педагога [8,9,10].

Как справедливо отмечают многие ученые, да и мы, студенты, что подтверждается массовыми опросами, заметным явлением последних лет стало появление в сети разнообразных Интернет - сообществ, в том числе «методических сообществ педагогов.  С их помощью студент получает возможность получить моральную и методическую поддержку от своих сокурсников других вузов страны и из-за рубежа, а также более опытных педагогов.  Есть возможность поделиться собственным опытом и наработками, методическим багажом мастеров педагогического труда и даже, частично, обогатить его.

В последние годы в системе школьного и высшего образования все большее внимание уделяется внедрению различного рода инноваций, под которыми обычно понимают то новшество или нововведение, которое способно значительно повысить эффективность действующей системы (учебно-воспитательной, дидактической, управленческой, технической и т.п.). Этот процесс касается не только организации работы отдельных студенческих групп или вуза, учреждения образования, но и творческого потенциала любого отдельно взятого человека, где без диагностических методик уже невозможно правильно организовать работу не только преподавателю, но и современному потребителю образовательных услуг.  Особенно это важно для студентов, сотрудников учебных заведений: учителей-воспитателей, преподавателей, психологов, медицинских работников, специалистов по социальной работе.

Отечественная и зарубежная психолого-медицинская и социальная диагностика накопила и продолжает накапливать огромный арсенал средств, форм, способов своей работы по изучению возможностей человеческого мозга, нервной и психической сферы деятельности личности, функциональных особенностей организма человека. Это позволяет дозировать учебные и эмоциональные нагрузки в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, формировать систему психолого-педагогической диагностики, обогащать и совершенствовать опыт такой работы.

Среди многочисленных психолого-педагогических методик, применяемых в работе с детьми и студенческой молодежью, все чаще используются диагностики по исследованию психомоторной одаренности личности обучающихся, гибкости их мышления, внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, типа темперамента, личной тревожности и др.

В своей диагностической работе студенты, школьные педагоги, преподаватели и психологи  всё больше внимания уделяют педагогическому наблюдению, выявлению мотивов участия воспитанников в делах коллектива (методика О.В. Лишина), социально-психологической аттестации коллектива (методика Р.С. Немова), изучению удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (комплексная методика А.А. Андреева) и другим видам экспериментальной работы.

Наряду с этим педагогические работники все чаще организуют и проводятся разнообразные виды анкетирования с детьми, например: «О себе», «Моя родословная», «Мир интересов», «Моя будущая профессия» и других, часть из которых включается в «Портфолио» школьника, с учетом его возраста и класса обучения.

Широко практикуются различные варианты бланкового, компьютерного, графического, медико-социального  диагностического тестирования, которое охватывает не только подготовку  к ГИА или ЕГЭ, но и многие другие направления деятельности учащихся.

В последние годы по психолого-педагогической диагностике в работе с учащимися и студенческой молодежью все более пристальное внимание уделяется работе с техническими приборами и устройствами, что является инновационным прорывом в развитии всей системы отечественного образования.

К ним можно отнести работу сенсорных комнат, создание сухих бассейнов, рисование на песке или с помощью разноцветного сухого специально обработанного песка, использование приборов с температурными датчиками и датчиками движения, измерения пульса, давления, работы сердца и других органов человека с помощью цифрового фотоаппарата, сотового телефона, персонального компьютера и др.

Одним из направлений такой диагностической работы может быть использование игровых технологий, в создании которых могут принять активное участие не только студенты, но воспитатели образовательных учебных заведений, преподаватели вузов [3].

К ним можно отнести: музыкальные, электрические и технические игрушки, например, «Лего - конструкторы» специально-подобранный спортивный инвентарь и тренажеры, игры-головоломки, а также специально созданные игровые портативные приборы.

Использование игровых и технических диагностических устройств,  позволяет исследователям более оперативно получить необходимую информацию по изучению умелости рук, отысканию чисел и символов, развитию памяти, образного, пространственного и логического мышления, отношения учащихся к родителям, к учению, учебным предметам, как студентам, так и преподавателям в изучении определенных черт личности и характера воспитуемых.

Внедрению таких технологий, в ряде крупных городов, вузов и научных центров нашей страны, включение в эту работу студентов, преподавателей (педагогов-энтузиастов) может помочь в разработке и реализации на практике специальных программ по психолого-педагогическому просвещению учащихся школьного возраста, родителей, а также в работе с интеллектуально-одаренными детьми и молодежью [4, 7].

Так на базе Казанского (Приволжского) Федерального Университета в Казани, Елабуге и других городов Республики Татарстан большая работа проводится со школьниками преподавателями и студентами «Детского университета» и их родителями. Не менее интересная работа с  учащимися проводится на базе оздоровительных площадок и лагерей «Квант», «Малый университет», «Интеллето», организованных в воскресное и каникулярное время [6].

Все это позволяет сказать, что инновации в системной диагностике социально-психологических, интеллектуальных, физических качеств личности человека и его взаимоотношений с социумом, на наш взгляд, должны представлять собой некий вектор позитивных направлений и изменений в работе студентов и педагогов. В своей совокупности они должны влиять на содержание, качество и количество образовательных услуг, получаемых учащимися в своем учебном заведении.

В конечном итоге, диагностические инновации должны  охватывать не только то или иное учебное заведение, характер взаимоотношений студентов, педагога и воспитуемых, но и весь педагогический процесс, организуемый в обществе. Только в этом случае, они могут стать решающим фактором формирования человека на разных возрастных этапах его жизни, развития нормативно-правовой, учебно-методической, информационно-технологической базы всей сферы образования и каждого образовательного учреждения в отдельности.

Как показывает передовой педагогический опыт, широкое применение диагностических технологий в образовательном заведении способствует укреплению и развитию психолого-педагогической культуры всех участников педагогического процесса, формированию тестовой культуры различных категорий населения (от учащихся, студентов, преподавателей и даже их родителей).

В тоже время, нельзя игнорировать или принижать значение роль традиционных факторов по организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении и их  влияние на личность обучаемого, что также усиливает потребность в системной диагностике деятельности учащихся, студентов и педагогов, функционирования деятельности образовательных заведений.

Так хорошо известен такой факт, что социально-психологические, интеллектуальные, умственные и другие качества личности воспитуемых, хотя и представляют собой некий фундамент развития человека, но их уровень, степень проявления, характер реализации не может быть постоянным (хотя и имеет некоторые изначально заданные и даже постоянно действующие параметры).

Например, для начинающего педагога, который ведет в образовательных учебных заведениях несколько предметных дисциплин, хорошо известен, так называемый отрицательный «эффект видеокамеры» или присутствия постороннего «инспектора» на занятиях с детьми или студентами.  Суть  данного эффекта заключается в том, что «посторонний взгляд, особенно недоброжелательный» по отношению к отдельным испытуемых приводит  их «ступор», или в такое временное депрессивное психологическое состояние,  когда обучаемые не в состоянии правильно оценивать создавшуюся жизненную ситуацию, правильно решить элементарные задания или хотя бы  дать «вразумительный ответ» в свое оправдание. Здесь, налицо видны сложности студентов или воспитанников в установлении контактов с другими людьми с социумом или  затруднения в межличностном (межвозрастном) общении.

Конечно же, работа с так называемыми депрессивными клиентами – это одно из направлений деятельности профессионального психолога, который на начальном этапе выясняет степень пограничного состояния между грубой патологией и нормальным проявлением эмоций и чувств, что достаточно сложно сделать даже опытному специалисту. Но подобный «всплеск» отрицательных эмоций достаточно часто происходит у студентов или учащихся (независимо от их возраста, уровня успеваемости) во время традиционных или комбинированных занятий под руководством преподавателя. Здесь, достаточно хотя бы вспомнить ситуации переживанию предстоящей сессии у студентов, сдачи ГИА и ЕГЭ у школьников или возникновения «гробовой тишины» перед началом индивидуального опроса у доски на занятиях у авторитарного преподавателя и искреннего «вдоха облегчения», когда выбор падает не на твою фамилию». Подобных примеров, очевидно, можно привести множество.

Очевидно, студенты и педагогические работники в содружестве с психологами и администрацией учебного заведения, должны стараться, как можно шире, организовать  свою работу по диагностике интеллекта и творческого развития своих подопечных - детей и студенческой молодежи. Здесь можно проанализировать уровень умственного,  нравственного, духовного развития личности, реализовать на практике разнообразные коррекционные программы, тренинги и социально-значимые воспитательные формы и направления работы, в которых студенты, как будущие педагоги принимают самое активное участие.

Особой сферой деятельности педагогических работников является - овладение учащимися предметными знаниями. В этом случае, диагностика психического состояния, особенностей характера и свойств личности, оценка познавательных и аналитических способностей, прогнозирование успешности обучения воспитанника, становится решающим фактором.

Одним из важнейших направлений этой деятельности является осуществление диагностики межличностных отношений учащихся друг с другом, педагогическими работниками, родителями, формирование и развитие навыков общения с другими людьми, оказание различных видов помощи в кризисных ситуациях (суицидальные намерения, переживание горя, депрессивное состояние).

Кроме того, студенты, под руководством своих преподавателей, учителей-предметников, классных руководителей, школьных психологов, социальных педагогов, администрации учебного заведения могут вести определенную работу по профилактике педагогической запущенности учащихся. А также заниматься вопросами диагностики школьного благополучия детей, их творческого развития, особенностей семейного воспитания,  организовать занятия по основам коррекционной работы с трудными детьми и проведения работы по профориентации учащихся.

Помимо этого, студенты, при поддержке вузовских преподавателей и педагогов школы могут проводить разнообразные виды педагогического и психологического консультирования, составлять и реализовывать на практике психологические и социально-педагогические коррекционные программы (проекты), проводить групповые тренинги, ролевые и психотехнические игры.

Организуя разнообразные формы по психодиагностике, учебно-познавательной, исследовательской воспитательной и общественно-полезной деятельности со школьниками студенты и педагогический коллектив учебных заведений не только накапливают позитивный опыт в своей работе, но и знакомятся с методическими, технологическими приемами и способами регуляции  своего психического состояния [5].

Таким образом, психолого-педагогическая диагностика, несмотря на свой индивидуально-групповой или массовый характер, включает в себя развитие познавательного интереса для самих испытуемых, студентов и преподавателей, укрепляет межличностные отношения между людьми.  По своим же организационным формам, содержанию, методам, способам своей теоретической, методической и практической реализации она является достаточно многообразной. Сюда входят традиционные виды диагностики (наблюдение, анализ документации, контрольных и самостоятельных работ и т.п.), а также её машинные аналоги (фото и видеосъемка, анализ компьютерных диагностических данных, презентаций, электронный документооборот). Широко используются графические (наглядные) или технические средства, специальное оборудование и многое другое. Все это делает диагностику важнейшим элементом мониторинговых исследований, направленных на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и всех тех инновационных процессов, затрагивающих не только учебное заведение (школу, вуз и т.п.), но и всю систему образования в целом.


Библиографический список
  1. Федеральный Закон «Об образовании».- М., 2013.
  2. Айкашев Г.С. Творческая книжка студента-исследователя.- Елабуга, 2013.
  3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.- 7 изд.- СПб.: Питер, 2009.
  4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Ежова Н.Н. Справочная книга практического психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2009
  6. Образовательные программы многопрофильного оздоровительного лагеря для детей и подростков «Интеллето» /Ред. колл. Е.Е. Меерзон и др.- Елабуга, 2011.
  7. Романова  Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2006.
  8. E-mail:voppsy@mail.ru, Internet: http://www.voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»);
  9. e-mail:vovrus@inbox.ru (журнал «Высшее образование в России»);
  10. 10.  http://www.hetoday.org., http://www.logosbook.ru (журнал «Высшее образование сегодня»)


Все статьи автора «Румия Хусаинова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: