Новый Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования второго поколения (ФГОС-2), как известно, представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством (в том числе и в лице администрации школы), который устанавливает достаточно высокие требования к результатам и качеству обучения учащихся различных возрастных и социальных групп. На подобный результат нас ориентирует также и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования, который утвержден Министерством образования и науки 22 декабря 2009 года. Эти целевые установки для педагогической общественности отражены в новом Законе «Об образование», действие которого начинается с 1 сентября 2013 года [1].
В этих документах, помимо основных требований общества к результатам подготовки учащихся в учебном заведении, заключенных в виде ключевых компетенций к качествам личности, выделяются также и основные требования к учителям начальной, основной и средней школы, а, следовательно, и студентам педагогических учебных заведений.
В числе ключевых компетенций, в подготовке студентов, указываются: профессиональные компетенции (ПК); образовательные компетенции (ОК); общественно-профессиональные компетенции (ОПК) и некоторые другие, реализуя которые формируются социально-психологические, умственные и творческие способности каждой личности.
Одним из направлений такой работы должна стать диагностика уровня воспитанности, успеваемости, социальной зрелости, физического развития и других качеств личности человека, находящегося в стенах учебного заведения. Все это становится основным каналом знаний, на основе которых можно организовать учебную и внеаудиторную деятельность будущего учителя-предметника, педагога-исследователя средней школы.
Частичному решению вопросов по диагностике социально-педагогического, интеллектуального и психологического развития личности воспитанников в учебных заведениях, в той или иной степени, способствуют многочисленные публикации в научно-теоретических, научно-методических, психолого-педагогических и научно-практических ежемесячных журналах, таких как: «Народное образование», «Педагогическая диагностика», «Исследовательская работа школьников», «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и многих других.
Особую значимость для нас, студентов, как будущих школьных педагогов-исследователей, а возможно и вузовского преподавателя, приобретает творческое использование в своей работе материалов, отражающих последние достижения гуманитарных, социальных, естественно-математических наук на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях, затрагивающих проблемы психологии, педагогики, социологии и предметных дисциплин.
Огромное количество новой информации можно получить из таких источников, как: «Педагогика», «Высшее образование сегодня», «Высшее образование в России», «Вопросы психологии».
Как известно, у каждого периодического издания, помимо их бумажных вариантов, есть еще и их электронные версии (почтовые ящики и сайты), что делает электронное обучение, образование, самообразование и применение информационных, дистанционных технологий в системной диагностике воспитанников в учебных заведениях важнейшим направлением деятельности любого современного педагога [8,9,10].
Как справедливо отмечают многие ученые, да и мы, студенты, что подтверждается массовыми опросами, заметным явлением последних лет стало появление в сети разнообразных Интернет – сообществ, в том числе «методических сообществ педагогов. С их помощью студент получает возможность получить моральную и методическую поддержку от своих сокурсников других вузов страны и из-за рубежа, а также более опытных педагогов. Есть возможность поделиться собственным опытом и наработками, методическим багажом мастеров педагогического труда и даже, частично, обогатить его.
В последние годы в системе школьного и высшего образования все большее внимание уделяется внедрению различного рода инноваций, под которыми обычно понимают то новшество или нововведение, которое способно значительно повысить эффективность действующей системы (учебно-воспитательной, дидактической, управленческой, технической и т.п.). Этот процесс касается не только организации работы отдельных студенческих групп или вуза, учреждения образования, но и творческого потенциала любого отдельно взятого человека, где без диагностических методик уже невозможно правильно организовать работу не только преподавателю, но и современному потребителю образовательных услуг. Особенно это важно для студентов, сотрудников учебных заведений: учителей-воспитателей, преподавателей, психологов, медицинских работников, специалистов по социальной работе.
Отечественная и зарубежная психолого-медицинская и социальная диагностика накопила и продолжает накапливать огромный арсенал средств, форм, способов своей работы по изучению возможностей человеческого мозга, нервной и психической сферы деятельности личности, функциональных особенностей организма человека. Это позволяет дозировать учебные и эмоциональные нагрузки в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, формировать систему психолого-педагогической диагностики, обогащать и совершенствовать опыт такой работы.
Среди многочисленных психолого-педагогических методик, применяемых в работе с детьми и студенческой молодежью, все чаще используются диагностики по исследованию психомоторной одаренности личности обучающихся, гибкости их мышления, внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, типа темперамента, личной тревожности и др.
В своей диагностической работе студенты, школьные педагоги, преподаватели и психологи всё больше внимания уделяют педагогическому наблюдению, выявлению мотивов участия воспитанников в делах коллектива (методика О.В. Лишина), социально-психологической аттестации коллектива (методика Р.С. Немова), изучению удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (комплексная методика А.А. Андреева) и другим видам экспериментальной работы.
Наряду с этим педагогические работники все чаще организуют и проводятся разнообразные виды анкетирования с детьми, например: «О себе», «Моя родословная», «Мир интересов», «Моя будущая профессия» и других, часть из которых включается в «Портфолио» школьника, с учетом его возраста и класса обучения.
Широко практикуются различные варианты бланкового, компьютерного, графического, медико-социального диагностического тестирования, которое охватывает не только подготовку к ГИА или ЕГЭ, но и многие другие направления деятельности учащихся.
В последние годы по психолого-педагогической диагностике в работе с учащимися и студенческой молодежью все более пристальное внимание уделяется работе с техническими приборами и устройствами, что является инновационным прорывом в развитии всей системы отечественного образования.
К ним можно отнести работу сенсорных комнат, создание сухих бассейнов, рисование на песке или с помощью разноцветного сухого специально обработанного песка, использование приборов с температурными датчиками и датчиками движения, измерения пульса, давления, работы сердца и других органов человека с помощью цифрового фотоаппарата, сотового телефона, персонального компьютера и др.
Одним из направлений такой диагностической работы может быть использование игровых технологий, в создании которых могут принять активное участие не только студенты, но воспитатели образовательных учебных заведений, преподаватели вузов [3].
К ним можно отнести: музыкальные, электрические и технические игрушки, например, «Лего – конструкторы» специально-подобранный спортивный инвентарь и тренажеры, игры-головоломки, а также специально созданные игровые портативные приборы.
Использование игровых и технических диагностических устройств, позволяет исследователям более оперативно получить необходимую информацию по изучению умелости рук, отысканию чисел и символов, развитию памяти, образного, пространственного и логического мышления, отношения учащихся к родителям, к учению, учебным предметам, как студентам, так и преподавателям в изучении определенных черт личности и характера воспитуемых.
Внедрению таких технологий, в ряде крупных городов, вузов и научных центров нашей страны, включение в эту работу студентов, преподавателей (педагогов-энтузиастов) может помочь в разработке и реализации на практике специальных программ по психолого-педагогическому просвещению учащихся школьного возраста, родителей, а также в работе с интеллектуально-одаренными детьми и молодежью [4, 7].
Так на базе Казанского (Приволжского) Федерального Университета в Казани, Елабуге и других городов Республики Татарстан большая работа проводится со школьниками преподавателями и студентами «Детского университета» и их родителями. Не менее интересная работа с учащимися проводится на базе оздоровительных площадок и лагерей «Квант», «Малый университет», «Интеллето», организованных в воскресное и каникулярное время [6].
Все это позволяет сказать, что инновации в системной диагностике социально-психологических, интеллектуальных, физических качеств личности человека и его взаимоотношений с социумом, на наш взгляд, должны представлять собой некий вектор позитивных направлений и изменений в работе студентов и педагогов. В своей совокупности они должны влиять на содержание, качество и количество образовательных услуг, получаемых учащимися в своем учебном заведении.
В конечном итоге, диагностические инновации должны охватывать не только то или иное учебное заведение, характер взаимоотношений студентов, педагога и воспитуемых, но и весь педагогический процесс, организуемый в обществе. Только в этом случае, они могут стать решающим фактором формирования человека на разных возрастных этапах его жизни, развития нормативно-правовой, учебно-методической, информационно-технологической базы всей сферы образования и каждого образовательного учреждения в отдельности.
Как показывает передовой педагогический опыт, широкое применение диагностических технологий в образовательном заведении способствует укреплению и развитию психолого-педагогической культуры всех участников педагогического процесса, формированию тестовой культуры различных категорий населения (от учащихся, студентов, преподавателей и даже их родителей).
В тоже время, нельзя игнорировать или принижать значение роль традиционных факторов по организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении и их влияние на личность обучаемого, что также усиливает потребность в системной диагностике деятельности учащихся, студентов и педагогов, функционирования деятельности образовательных заведений.
Так хорошо известен такой факт, что социально-психологические, интеллектуальные, умственные и другие качества личности воспитуемых, хотя и представляют собой некий фундамент развития человека, но их уровень, степень проявления, характер реализации не может быть постоянным (хотя и имеет некоторые изначально заданные и даже постоянно действующие параметры).
Например, для начинающего педагога, который ведет в образовательных учебных заведениях несколько предметных дисциплин, хорошо известен, так называемый отрицательный «эффект видеокамеры» или присутствия постороннего «инспектора» на занятиях с детьми или студентами. Суть данного эффекта заключается в том, что «посторонний взгляд, особенно недоброжелательный» по отношению к отдельным испытуемых приводит их «ступор», или в такое временное депрессивное психологическое состояние, когда обучаемые не в состоянии правильно оценивать создавшуюся жизненную ситуацию, правильно решить элементарные задания или хотя бы дать «вразумительный ответ» в свое оправдание. Здесь, налицо видны сложности студентов или воспитанников в установлении контактов с другими людьми с социумом или затруднения в межличностном (межвозрастном) общении.
Конечно же, работа с так называемыми депрессивными клиентами – это одно из направлений деятельности профессионального психолога, который на начальном этапе выясняет степень пограничного состояния между грубой патологией и нормальным проявлением эмоций и чувств, что достаточно сложно сделать даже опытному специалисту. Но подобный «всплеск» отрицательных эмоций достаточно часто происходит у студентов или учащихся (независимо от их возраста, уровня успеваемости) во время традиционных или комбинированных занятий под руководством преподавателя. Здесь, достаточно хотя бы вспомнить ситуации переживанию предстоящей сессии у студентов, сдачи ГИА и ЕГЭ у школьников или возникновения «гробовой тишины» перед началом индивидуального опроса у доски на занятиях у авторитарного преподавателя и искреннего «вдоха облегчения», когда выбор падает не на твою фамилию». Подобных примеров, очевидно, можно привести множество.
Очевидно, студенты и педагогические работники в содружестве с психологами и администрацией учебного заведения, должны стараться, как можно шире, организовать свою работу по диагностике интеллекта и творческого развития своих подопечных – детей и студенческой молодежи. Здесь можно проанализировать уровень умственного, нравственного, духовного развития личности, реализовать на практике разнообразные коррекционные программы, тренинги и социально-значимые воспитательные формы и направления работы, в которых студенты, как будущие педагоги принимают самое активное участие.
Особой сферой деятельности педагогических работников является – овладение учащимися предметными знаниями. В этом случае, диагностика психического состояния, особенностей характера и свойств личности, оценка познавательных и аналитических способностей, прогнозирование успешности обучения воспитанника, становится решающим фактором.
Одним из важнейших направлений этой деятельности является осуществление диагностики межличностных отношений учащихся друг с другом, педагогическими работниками, родителями, формирование и развитие навыков общения с другими людьми, оказание различных видов помощи в кризисных ситуациях (суицидальные намерения, переживание горя, депрессивное состояние).
Кроме того, студенты, под руководством своих преподавателей, учителей-предметников, классных руководителей, школьных психологов, социальных педагогов, администрации учебного заведения могут вести определенную работу по профилактике педагогической запущенности учащихся. А также заниматься вопросами диагностики школьного благополучия детей, их творческого развития, особенностей семейного воспитания, организовать занятия по основам коррекционной работы с трудными детьми и проведения работы по профориентации учащихся.
Помимо этого, студенты, при поддержке вузовских преподавателей и педагогов школы могут проводить разнообразные виды педагогического и психологического консультирования, составлять и реализовывать на практике психологические и социально-педагогические коррекционные программы (проекты), проводить групповые тренинги, ролевые и психотехнические игры.
Организуя разнообразные формы по психодиагностике, учебно-познавательной, исследовательской воспитательной и общественно-полезной деятельности со школьниками студенты и педагогический коллектив учебных заведений не только накапливают позитивный опыт в своей работе, но и знакомятся с методическими, технологическими приемами и способами регуляции своего психического состояния [5].
Таким образом, психолого-педагогическая диагностика, несмотря на свой индивидуально-групповой или массовый характер, включает в себя развитие познавательного интереса для самих испытуемых, студентов и преподавателей, укрепляет межличностные отношения между людьми. По своим же организационным формам, содержанию, методам, способам своей теоретической, методической и практической реализации она является достаточно многообразной. Сюда входят традиционные виды диагностики (наблюдение, анализ документации, контрольных и самостоятельных работ и т.п.), а также её машинные аналоги (фото и видеосъемка, анализ компьютерных диагностических данных, презентаций, электронный документооборот). Широко используются графические (наглядные) или технические средства, специальное оборудование и многое другое. Все это делает диагностику важнейшим элементом мониторинговых исследований, направленных на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и всех тех инновационных процессов, затрагивающих не только учебное заведение (школу, вуз и т.п.), но и всю систему образования в целом.
Библиографический список
- Федеральный Закон «Об образовании».- М., 2013.
- Айкашев Г.С. Творческая книжка студента-исследователя.- Елабуга, 2013.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.- 7 изд.- СПб.: Питер, 2009.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Ежова Н.Н. Справочная книга практического психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2009
- Образовательные программы многопрофильного оздоровительного лагеря для детей и подростков «Интеллето» /Ред. колл. Е.Е. Меерзон и др.- Елабуга, 2011.
- Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2006.
- E-mail:voppsy@mail.ru, Internet: http://www.voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»);
- e-mail:vovrus@inbox.ru (журнал «Высшее образование в России»);
- 10. http://www.hetoday.org., http://www.logosbook.ru (журнал «Высшее образование сегодня»)