УДК 616.1-053.2

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ АРЗАМАСА

Калюжный Евгений Александрович1, Кузмичев Юрий Георгиевич2, Лавров Александр Николаевич3, Болтачева Елена Александровна4, Жулин Николай Васильевич5
1Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
2Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности,
3Арзамасская центральная городская больница, главный врач, доктор медицинских наук, профессор
4Центр здоровья для детей г.Арзамас, врач-педиатр
5Центр здоровья для детей г.Арзамас, врач-педиатр

Аннотация
В работе представлена характеристика статистических параметров физического развития современных школьников муниципального центра. Описанный статус физиче-ского развития школьников неоднозначен для трактования. Показанные особенности свидетельствуют, что на фоне сохранения основных характеристик ростовых процессов детей и подростков произошли негативные изменения в морфофункциональном развитии современных школьников, а именно: выраженная дисгармонизация развития особенно за счет увеличения числа детей с избытком массы тела, гипертензии и брадикардии, в результате чего морфофункциональная адаптация выходит за рамки оптимальной.

Ключевые слова: биологический возраст, морфофункциональные характеристики, половое развитие, физическое развитие, центильный метод, школьники


EVALUATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF PUPILS ARZAMAS

Kalyuzhny Evgenie Aleksandrovich1, Kuzmichev Jury Georgievich2, Lavrov Alexander Nikolaevich3, Boltacheva Elena Alexandrovna4, Zhulin Nikolay Vasilevich5
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., senior lecturer, Managing chair of medical preparation and safely-sti ability to live
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Professor, Doctor of Medical Sciences, chair of medical preparation and safely-sti ability to livec
3Arzamas central city hospital, Chief Physician, Professor, Doctor of Medical Sciences,
4Centre for Children Arzamas, Pediatrician Health
5Centre for Children Arzamas, Pediatrician Health

Abstract
The paper presents the characteristics of the statistical parameters of the physical development of modern students of the municipal center.Described the status of the physical development of pupils for interpretation of ambiguous. The show features show that in the context of maintaining major characteristics of growth processes in children and adolescents has been an adverse change in the morphofunctional development of today's students , namely expressed disgarmonizatsiya development especially by increasing the number of children with excess body weight, hypertension, and bradycardia , resulting in adaptation morfofunktcionalnaja beyond optimum.

Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Лавров А.Н., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Оценка физического развития школьников Арзамаса // Исследования в области естественных наук. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2014/07/7409 (дата обращения: 19.07.2023).

В медицинской практике качество морфофункциональных показателей является одним из основных маркеров здоровья, поэтому мониторинг физического развития подрастающего поколения представляет собой одну из приоритетных задач стратегии развития России, что отражено в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в РФ». Особую актуальность эти исследования приобретают в настоящее время, поскольку в XXI веке в разных странах мира выявляются разнонаправленные тенденции изменчивости морфофункциональных показателей [1]. В современной литературе под физическим развитием детей и подростков понимают достигнутую в процессе онтогенеза степень развития у индивида комплекса морфофункцио-нальных признаков относительно среднего для данного хронологического возраста уровня выраженности этих признаков, чувствительного к любым изменениям условий внутренней и окружающей среды [2].
Физическое развитие (ФР) – уникальный показатель здоровья населения, на котором удает-ся проследить как эпохальные изменения биологической природы человека, так и сравнительно кратковременные эффекты в отношении популяционной совокупности. Динамические наблюдения за ФР детей и подростков дают возможность констатировать сдвиги в его показателях, обусловленные позитивными или негативными явлениями, происходящими в обществе и окружающей среде [3,4].
Показатели ФР детского населения являются информативным и доступным для измерения, оценки и интерпретации критерием здоровья, позволяют своевременно формировать группы риска для дифференцированного проведения профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детских коллективах
Объективная интерпретация данных по физическому развитию возможна только при ис-пользовании современных нормативов или стандартов физического развития. При этом учитываются пространственные и временные ограничения данных нормативов, которые создаются с учетом этнической и территориальной дифференцировки, периодически должны пересматриваться через 5-10 лет.
Регулярно проводимые массовые исследования физического развития и здоровья детей и подростков Нижегородской области на базе Центра здоровья для детей города Арзамаса дают возможность на региональном уровне выявлять у школьников общие тенденции ростовых процессов, особенности морфофункциональных показателей, сформировавшиеся в условиях конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания [5].
Реализацию приоритетной задачи образования – сохранение и крепление здоровья уча-щихся, возможно только при систематическом наблюдении, изучении, обобщении и анализе возрастных особенностей роста и развития детей и подростков [2,6,7].
Цель исследования – изучение возрастно-половых закономерностей морфофункцио-нального развития школьников г. Арзамаса и разработка методических рекомендаций по мониторингу физического развития.
Материалы и методы:
Оценка физического развития городских школьников (3376 школьников) обучающихся в 7 общеобразовательных учреждениях г. Арзамаса Нижегородской области (1271 мальчиков и 1205 девочек), проводилась генерализующим методом на базе Центра здоровья для детей г. Арзамаса и научно-исследовательской лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся всех ступеней образования» Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского. При проведении антропометрического обследования использована унифицированная методика, включающая в себя измерение и анализ тотальных размеров тела: длина (ДТ) и масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК); физиометрических: динамометрия правой и левой кисти (ДПК и ДЛК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), артериальное систолическое и диастолическое давление (САД и ДАД), частота сердечных сокращений (ЧСС); соматоскопиче-ских показателей: число постоянных зубов (ЧПЗ), степень развития вторичных половых признаков (ВПП) [2,6,8]. Оценка показателей физического развития проводилась в соответст-вии с методическими указаниями [9]. Результаты обследования школьника заносились в унифицированную карту здорового образа жизни ребенка (ф. №002-ЦЗ/у-2, приказ МЗ России № 597н от 19.08.2009) Центра здоровья для детей г.Арзамаса.
Формирование баз данных проведенных исследований осуществили в программе ЕХCEL-2003, СУБД FoxPro 2.6. Реализация расчетов проведена с использованием ППП статистической обработки данных Primer of Biostatistics Version 4.03.
Для решения задач исследования применили методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий Т – Стьюдента, доверительный интервал р0,05). Отчетливые проявления полового диморфизма по ДТ отмечены лишь с 13 лет, а по МТ с 14 лет.
Как проявление полового диморфизма, в возрастной динамике основных антропомет-рических признаков имеет место двойной перекрест ростовых кривых, связанный с разными сроками вступления в процессы полового созревания мальчиков и девочек. Первый перекрест ростовых кривых ДТ, когда девочки опережают рост мальчиков приходится на 10 лет, а в возрасте 13 лет выявляется выраженное повышение ДТ у мальчиков – второй перекрест ростовых кривых. По МТ перекресты ростовых кривых составили 10,5 и 11,5 лет, по ОГК 10,5 и 12,5 лет соответственно.
Существенное превышение основных антропометрических признаков у мальчиков со-храняется с 13-14 лет до завершения ростовых процессов. Максимальная скорость роста ДТ у мальчиков отмечена в 13 лет и у девочек в 11 лет, наибольшая прибавка МТ выявлена в 12-13 и 11 лет соответственно, а по росту ОГК в 13 и 11 лет у мальчиков и девочек в соответствии с полом.
Важнейшими характеристиками роста и развития школьников являются функциональ-ные показатели организма, которые изменяются аналогично тотальным размерам тела – ЖЕЛ, ДПК и ДЛК, увеличение которых наблюдали до 17 лет. В ходе онтогенеза ЖЕЛ у мальчиков нарастает в 1,9 раза, у девочек в 1,6 раза. Сходные закономерности прослежены по показателям динамометрии правой и левой кистей рук: ДПК у мальчиков увеличивается в 2,6 раза, у девочек в 2,1 раза. Отмечены гендерные различия в величинах ЖЕЛ с 10 летнего возраста, по ДПК, ДЛК во всем возрастном диапазоне 7-17 лет (Т>2,62; p1,98; p1,98; p<0,05). Средние величины ДАД у девочек превышали таковые у мальчиков во всех возрастных группах на уровне тенденций.
Не выявлена значимая вариация статистических параметров позволяющих оценить ва-риабельность признаков, как важных характеристик возрастной изменчивости показателей морфофункционального развития школьников, таких как среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации. Показан слабый разброс вариант ДТ; средний разброс характерен для МТ, ОГК, ЖЕЛ, ДПК, ДЛК, ЧСС, ДАД. Биометрические показатели САД у мальчиков характеризовались большей вариабельностью, чем у девочек, что свидетельствует о существенном расслоении большинства показателей относительно средних значений.
Таким образом, с возрастом прослежено увеличение изучаемых средних величин пока-зателей морфофункционального развития, за исключением ЧСС. По ДТ, МТ и ОГК определен двойной перекрест ростовых кривых как проявление полового диморфизма в связи с более ранним созреванием девочек. Выявленные гендерные особенности развития свидетельствуют о том, что у мальчиков в каждой возрастной группе более высокие физиометрические показатели и более выраженный их рост, чем у девочек. Полученные данные не противоречат традиционным закономерностям возрастно-половой динамики средних величин морфофункциональных показателей, а также позволяют говорить о сохранении возрастных онтогенетических закономерностей физического развития школьников в современных социально-экономических условиях.
Однако на фоне сохранения основных закономерностей морфофункционального разви-тия у современных школьников существуют особенности процессов роста и развития.
Для характеристики соматометрического и физиометрического статуса современных школьников использовали стандартные методы непараметрического центильного анализа. За эталонные значения приняли результаты исследований 2011 года, которые явились основой последнего действующего стандарта [9, 10].
Анализ физического развития школьников на основе центильного распределения пока-зал отклонения от эталона в распределении тотальных размеров тела. Современных школьни-ков отличают диаметрально противоположные расслоения асимметрии распределения оценок ДТ, МТ и индекса Кетле2 (ИК2) с превышающим эталон представительством школьников с повышенной и высокой, а так же пониженной и низкой ДТ, МТ и ИК2. Однако, особенностью распределения оценок ИК2, отражающего гармоничность масса-ростовой пропорции, является большая доля школьников с очень высокими значениями (в 3 раза выше эталона), что свиде-тельствует о выраженном избытке массы тела у 10,8 % детей с сохранением значимых гендер-ных различий для всех распределений изучаемых показателей. Результаты групповой оценки физического развития показали более низкую, по сравнению с эталоном, долю школьников с нормальным развитием. Доля детей с отклонениями в физическом развитии превысила эталонные значения в группе с повышенной и высокой массой и низкой длиной тела. Данный факт свидетельствует о дисгармоничности развития современных школьников.
Особенностью центильного распределения всех функциональных показателей у школь-ников является правосторонняя асимметрия с большой долей очень высоких значений.
Более чем у 85% детей динамометрия правой и левой кисти рук оценивается как повы-шенная, высокая и очень высокая, со значимым гендерными различиями (χ2=16,61; p=0,011 и χ2= 22,14; p=0,001 соответственно). У каждого второго школьников отмечена склонность к гипертензии и у 20 % – склонность к тахикардии и гендерные различия оказались значимыми для САД (χ2=22,83; p=0,002) и не значимыми для (ДАД χ2=8,29; p=0,308 и ЧСС χ2=8,34; p=0,304). Особенностью распределения оценок ЖЕЛ является уменьшение крайних вариантов в пользу оптимальных значений, преимущественно с большей долей у мальчиков 61,9 % и у девочек 59,8% (χ2=9,29; p=0,233). Выявленная значимая дисгармония физического развития в сочетании с оптимальными значениями ЖЕЛ можно расценивать как проявление тонирования адаптации у детей – жителей городского центра областного подчинения – Арзамас.
Индивидуальный темп созревания детей и подростков или биологическая зрелость определяется по ведущим критериям имеющим высокую информационную значимость в школьном возрасте – развитию постоянных зубов (ЧПЗ) и половой зрелости (ПЗ).
Анализ и изучение возрастно-половой зрелости по ЧПЗ показали, что максимальный темп прорезывания отмечается у мальчиков 10-13 и у девочек в возрасте 9-12 лет, после 13 лет темпы прироста числа постоянных зубов резко снижается.
Коэффициент вариации показывает выраженную вариабельность ЧПЗ у мальчиков и де-вочек в возрасте 9-13 лет; присутствие значимой возрастно-половой дифференциации (возраст: F= 730,9; p=0,000; пол: F= 10,4; p=0,001).
Среднее ЧПЗ у девочек 7-12 лет выше, чем у мальчиков, что свидетельствует о более раннем прорезывании постоянных зубов у девочек. Половые различия прослеживаются до 13 летнего возраста, после которого они становятся незначимыми.
Пубертат – завершающая стадия развития организма в начальном онтогенезе, в течение которой наряду с соматическим ростом и формированием всех органов и систем достигается репродуктивная зрелость. Связанные с этим изменения в организме подростка являются определяющими среди показателей биологической зрелости, а темповые характеристики роста, показатели морфологической зрелости костной ткани приобретают второстепенное значение. В пубертатном возрасте ведущим критерием биологического развития и показателем становления репродуктивной функции становится уровень полового созревания [4]. Начало и продолжительность пубертатного периода варьирует в зависимости от пола. Половое развитие современных девочек начинается с развития молочных желез- которое отметили у 15% девочек в 10-и летнем возрасте, далее на год позже начинает развиваться оволосение лобка и подмышечных впадин появление менархе.
В 12 лет у 86,1% девочек имела место 1-2 стадия развития молочной железы, у 87,8% девочек – 1-2 стадии развития оволосения лобка и у 50,2% – оволосение подмышечных впадин. К 14 годам большинство девочек имели 2-3 стадии развития молочной железы оволосения лобка и оволосение подмышечных впадин. Ведущим критерием полового созревания является возраст первой менархе, с появлением которой в организме девочек начинается циклическое функционирование системы гипоталамус-гипофиз-яичники, отражающие переломный момент в созревании организма. Средний возраст Ме составил – 13,12 ± 1,55г.
Наблюдение за развитием вторичных половых признаков у мальчиков по ВПП – оволо-сение лобка (Р) и оволосение подмышечных впадин (Ах), показало, что у современных мальчиков половое развитие начиналось в 11 летнем возрасте с оволосения лобка и подмышеч-ных впадин, оволосения лобка у 86,4% мальчиков определилась к 15 годам. В 16 лет все мальчики имели 2-4 стадию оволосения подмышечных впадин.
Индивидуальное половое созревание, как по срокам начала, так и по длительности, у подростков может значительно варьировать. Развитие вторичных половых признаков приуро-чено к определенному паспортному возрасту и происходит в строгой последовательности, нарушение которой может свидетельствовать об отклонениях в нормальном ходе развития и служит основой диагностики серьезных нейроэндокринных нарушений. Сравнительный анализ позволяет говорить о сохранении последовательности появления ВПП у мальчиков и девочек Арзамаса. Полученные данные позволяют говорить о том, что выявленные возрастно-половые закономерности полового созревания изученного контингента в целом типичны для современных городских школьников.
Согласно итогам проведенного исследования разработаны методические рекомендации по оценке физического развития школьников г. Арзамаса в возрасте 7-17 лет, в виде оценочных таблиц статистических параметров физического развития детей и подростков г. Арзамаса, а так же таблиц для оценки уровня развития постоянных зубов, половой зрелости и биологического возраста учащегося.
Заключение.
Описанный статус физического развития школьников неоднозначен для трактования. Показанные особенности свидетельствуют, что на фоне сохранения основных характеристик ростовых процессов детей и подростков произошли негативные изменения в морфофункцио-нальном развитии современных школьников, а именно: выраженная дисгармонизация развития особенно за счет увеличения числа детей с избытком массы тела, гипертензии и брадикардии, в результате чего морфофункциональная адаптация выходит за рамки оптимальной.
Полученные данные свидетельствуют об изменениях в физическом развитии, как на уровне индивидуума так и на популяционном уровне и обусловлены стремительным увеличе-нием числа и изменением соотношения факторов влияющих на рост и развитие. Это диктует необходимость дальнейшего изучения комплекса факторов влияющих на рост и развитие школьников с установлением причинно-следственных взаимосвязей (социальные, средовые) в системе «здоровье – среда обитания».
Таким образом, проведение массовых исследований физического развития детей в рамках мониторинга и отражение их результатов в официальных статистических документах дает возможность на муниципальном, региональном и федеральном уровнях выявлять региональные особенности ростовых процессов у детей и подростков, сформировавшиеся в условиях соответствующей среды обитания, прогнозировать состояние физического здоровья и разрабатывать дифференцированные профилактические мероприятия разных уровней при реализации регионально-муниципальных моделей социально гигиенического мониторинга.


Библиографический список
  1. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
  2. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий  / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н,А.Скоблина. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008 – 216 с.
  3. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района  // Вестник Московского государственного областного университета. – №3. – 2012. – С.15-19.
  4. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Характеристика физического развития современных школьников города Арзамаса // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2
  5. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Информативность антропометрических скринингов по результатам оценки физического развития школьников города Арзамаса и Арзамасского района // Альманах «Новые исследования»  - М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №2(31).  – С.98-104.
  6. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Характеристика функциональных резервов сельских школьников // Альманах «Новые исследования»  - М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №4(33).  – С.99-106.
  7. Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области  // Вестник Московского государственного областного университета. – №4. – 2012. – С.37-42
  8. Приказ Мин-ва РФ № 621 от 30.12.2003г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
  9. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгород: методические указания/ Е.С. Богомолова [и др.].- Н.Новгород: Изд. НижГГМА,2011. – 80с.
  10. Михайлова С.В. Особенности морфофункциональной адаптации сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: