Проблема сохранения биоразнообразия в настоящее время является одной из важнейших проблем человечества. В результате воздействия антропогенных факторов стремительно меняется видовое разнообразие и численность живых организмов и ухудшается качество природных экосистем. В этих условиях одним из важных шагов на пути сохранения окружающей среды является расширение сети особо охраняемых природных территорий и улучшение качества их работы. Учитывая, что в Северном Казахстане имеется ряд ООПТ, но отсутствует анализ их состояния и эффективности работы, нами проведено изучение данного вопроса.
Сбор материала проводился в 2010-2011 годах на территории Акмолинской и Северо-Казахстанской областей.
На территории Северо-Казахстанской области (СКО) к настоящему времени имеется 16 объектов охраны животного и растительного мира государственного значения и 2 областного, относящихся к 2 формам – заказники и памятники природы. Общая площадь государственных заказников составляет 429,95 тыс. га, государственных памятников природы -181 га. Заказники областного значения занимают 37,7 тыс. га. Таким образом, общая площадь ООПТ на территории области 467,8 тыс. га, что составляет 1,5% от общей площади (табл. 1).
Таким образом, на территории СКО основную роль в системе охраны природы играют государственные заказники.
Таблица 1 – Структура ООПТ на территории СКО
Форма охраны |
Кол-во объектов |
Занимаемая площадь (тыс. га) |
Объекты охраны |
заказники (государственные) | 3 | 426,5 | зоологические |
1 | 3,45 | ботанические | |
заказники (областные) | 2 | 37,7 | зоологические |
памятники природы (государственные) | 12 | 0,18 | ландшафтные и ботанические |
всего | 18 | 467,83 |
По результатам изучения деятельности ООПТ на рассматриваемой территории установлено (табл. 2), что все заказники расположены в северной и центральной части области и охватывают лесостепную зону. Исключение составляют заказники областного значения, основными биотопами в которых являются степные и водные. Южные степные территории области не охвачены ООПТ, следовательно, флора и фауна этих экосистем не охраняется.
Охрана заказников, за исключением Согровского, осуществляется силами государственных лесных учреждений (ГЛУ), которые не получают для этого специального финансирования, соответственно, не имеют необходимого штата и технического оснащения, что определяет низкий уровень охраны и воспроизводственных мероприятий.
Результатами указанного является отсутствие точных сведений по численности животных и их динамике. Проводимые выборочные учеты охватываю только охотничье-промысловых животных и не включают все остальные виды, например, хищных и воробьиных птиц, грызунов и пр.
Кроме материального и кадрового обеспечения, сокращению численности животных способствует интенсивная хозяйственная деятельность, не ограниченная на этих территориях. Среди выявленных преобладают: использование пахотных земель, включающее химическую обработку и, по этой причине, не пригодные для обитания большинства видов, ежегодные весенние пожары, охватывающие большие территории и уничтожающие кладки и молодых особей, ухудшающие качество мест обитания, выпас домашних животных, рыболовство и другие.
Таблица 2 – Показатели деятельности заказников СКО
Показатели |
Заказники |
||||
Смирнов. | Согровский | Мамлютский | Аксуат. | Акжан. | |
общие показатели | |||||
год организации | 1967 | 1968 | 1974 | 2005 | 2005 |
площадь (тыс.га) | 240 | 134 | 52,7 | 10,6 | 27,1 |
расположение | центр. | с-вост. | север | запад | запад |
штат (чел.) | - | 3 егеря | - | - | - |
транспорт (шт.) | - | 3 авт. | - | - | - |
финансирование | - | не устан. | - | - | - |
состояние животного мира | |||||
кол-во видов | 46 | 41 | 44 | 130 | 130-140 |
численность(тыс. особей) | не известна | - | - | 144,2-163 | 121-135 |
виды из Красной книги | 7-8 | 7-8 | 7-8 | 23 | 25 |
тенденции | сокр. | сокр. | сокр. | сокр. | сокр. |
угрозы | с/х-во, рыболов.,пожары | пожары | пожары,с/х-во. | выпасжив,
пожары |
выпасжив,
с/хво. |
Все указанное позволяет сделать вывод о том, что в перспективе существующие заказники не обеспечат сохранность животных на их территории на высоком уровне.
В Акмолинской области площадь земель под особо охраняемыми природными территориями составляет 828,15 тыс. га (табл. 3).
Таблица 3 – Структура ООПТ на территории Акмолинской области
Форма охраны |
Кол-во объектов |
Занимаемая площадь (тыс. га) |
Объекты охраны |
заповедник(государственный) | 1 | 258,96 | комплексный |
национальные парки | 2 | 265,58 | комплексные |
заказники (государственные) | 4 | 303,6 | зоологические |
памятники природы (государственные) | 8 | 0,01 | ландшафтные и ботанические |
всего | 15 | 828,15 |
По результатам изучения деятельности ООПТ на рассматриваемой территории установлено (табл. 4), что все охраняемые объекты расположены и на севере, и на юге области, охватывают Казахский мелкосопочник и степную зону с обширной акваторией водоемов. Таким образом, основные экосистемы области представлены среди объектов охраны.
Таблица 4 – Показатели деятельности ООПТ Акмолинской области
Показатели | ООПТ | ||
КГПЗ | Кокшетау | Буробай | |
общие показатели | |||
год организации | 1968 | 1996 | 2000 |
площадь (тыс.га) | 258,96 | 47,576 | 83,5 |
расположение | юг обл. | север обл. | север обл. |
штат (чел.) | 12 | 9 | 11 |
транспорт (шт.) | 6 | 5 | 6 |
финансирование | госуд. | госуд. | госуд. |
состояние животного мира | |||
кол-во видов | 381 (жив.) | 283 (жив.) | 305 (жив.) |
общая численность(тыс. особей) | 280-350 | около 3-х тыс. | - |
виды из Красной книги | около 30-40 | около 25-30 | около 25-30 |
тенденции | сокращение | не установлено | не установлено |
угрозы | с/ х-во,браконьерство | хозяйственная деятельность | хозяйственная деятельность |
Организация работ в ООПТ, изучение растительного и животного мира, и охрана, осуществляется силами штатных сотрудников, которые получают заработную плату и другое финансирование за счет госбюджета. Это определяет более высокий уровень всех видов деятельности: регулярные научные исследования, описание территории, отчеты. В результате указанного имеются точные количественные показатели видового состава и численности животных, причем, не только охотничье-промысловых.
Среди факторов, которые оказывают влияние на ухудшение среды обитания, выделяются: использование пахотных земель, выпас домашних животных, браконьерство и рекреация. Все указанное позволяет сделать вывод о том, что в ООПТ Акмолинской области ситуация намного лучше, чем в СКО.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Заказники СКО не обеспечивают выполнение своих функций в связи с отсутствием специального финансирования и штата охраны, а так же ограничений хозяйственной деятельности. По этой причине, для большинства видов животных за последние 30-40 лет отмечено сокращение численности;
2. ООПТ Акмолинской области имеют более высокий статус охраняемых объектов, в связи с чем, полностью финансируются государством, что позволяет содержать необходимый штат сотрудников, иметь хорошую материальную базу и проводить исследования, направленные на сохранение флоры и фауны. В результате этого поддерживается среда обитания и численность птиц и зверей на стабильном уровне;
3. В ООПТ СКО отсутствуют точные данные по видовому составу и численности животных, в то время как в Акмолинской области они имеются;
4. На территории ООПТ Акмолинской и Северо-Казахстанской областей встречаются более 30 видов занесенных в Красную книгу Казахстана, что повышает их значимость в сохранении объектов животного мира;
5. Несмотря на имеющиеся недостатки в организации охраняемых территорий, отсутствие в заказниках специального штата сотрудников и материального обеспечения, все имеющиеся на территории рассматриваемых областей ООПТ позволяют замедлить темпы сокращения видового состава и численности флоры и фауны, а, следовательно, их организация оправдана.