ХАЧАТРЯН Т.С. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ТИРЕОТРОПНОГО ГОРМОНА ГИПОФИЗА И ТИРЕОИДНЫХ ГОРМОНОВ В КРОВИ У ДВУХМЕСЯЧНЫХ КРЫС ПРИ СУБКЛИНИЧЕСКОМ ГИПОТИРЕОЗЕ ДО И ПОСЛЕ ДЕЙСТВИЯ ХОЛИНОВОГО ЭФИРА N-БЕНЗОИЛ-О-МЕТИЛ-Α,Β-ДЕГИДРОТИРОЗИНА

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


ХАЧАТРЯН Т.С. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ТИРЕОТРОПНОГО ГОРМОНА ГИПОФИЗА И ТИРЕОИДНЫХ ГОРМОНОВ В КРОВИ У ДВУХМЕСЯЧНЫХ КРЫС ПРИ СУБКЛИНИЧЕСКОМ ГИПОТИРЕОЗЕ ДО И ПОСЛЕ ДЕЙСТВИЯ ХОЛИНОВОГО ЭФИРА N-БЕНЗОИЛ-О-МЕТИЛ-Α,Β-ДЕГИДРОТИРОЗИНА

Keywords: age groups, choline derivates, hypothyroidism, thyroid gland, thyroid hormones


Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
// Исследования в области естественных наук. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2012/10/1983 (дата обращения: 14.07.2023).

THE PARTICULARITIES OF THE CHANGE TO CONCENTRATIONS OF THYROID STIMULATING HORMONE AND THYROID HORMONES IN BLOOD OF TWELVE-MONTH RATS UNDER EXPERIMENTAL HYPOTHYROIDISM BEFORE AND AFTER THE ACTION OF CHOLINE ESTER OF N-BENZOIL-O-METHYL-α,β-DEHYDROTHYROSINE

Khachatryan T. S.

The Institute of the Applied Problems of Physics, Yerevan, Armenia

ABSTRACT

The aim of this study was to investigate the features of thyroid stimulating hormone and thyroid hormones concentrations in the blood serum of the rats with subclinical hypothyroidism before and after injection of the choline ester of N-benzoil-O-methyl-α,β-dehydrothyrosine. Studies have shown that two-month rats with hypothyroidism a sharp increase solution of thyroid stimulating hormone level and a sharp drop in the level of thyroid hormones in the blood serum. The action of choline ester of N-bezzoil-O-methyl-α,β-dehydrothyrosine in the blood serum of rats is a decrease in the concentration of thyroid stimulating hormone and thyroid hormones levels rise and reached their values in intact animals.

Введение

В настоящее время одной из наиболее распространённых патологий ЩЖ млекопитающих являются её дисфункция – гипотиреоз (ГПТ) – клинический синдром, вызванный длительным, стойким недостатком тиреоидных гормонов (ТГ) в организме, сопровождающийся снижением их биологического эффекта на тканевом уровне. Имеются тяжёлые осложнения, такие как кретинизм, сердечная недостаточность, выпот в серозные полости, вторичная аденома гипофиза. Наиболее часто ГПТ развивается в исходе аутоиммунного тиреоидита, реже – после резекции щитовидной железы (ЩЖ) и терапии радиоактивным 131I. Большую редкость представляет ГПТ, развившийся в исходе подострого, фиброзирующего и специфических тиреоидитов, а также стойкий ГПТ в результате лечения диффузного токсического зоба тиреостатиками. Можно выделить врождённые и приобретенные формы ГПТ. Причиной врождённого ГПТ, встречающегося с частотой 1 случай на 4-5 тысяч новорожденных являются: аплазия и дисплазия ЩЖ, эндемический зоб, врождённый дефицит ТТГ, синдром периферической резистентности к ТГ – казуистика [1].
Тиреотропный гормон гипофиза (ТТГ) – гликопротеидный гормон, стимулирующий образование и секрецию гормонов ЩЖ (трийодтиронина (Т3) и тироксина (Т4)). Вырабатывается передней долей гипофиза, по химическому строению является гликопротеидным гормоном. Анализ крови на ТТГ – необходимый этап в диагностике заболеваний ЩЖ, показывающий отклонение от нормы: ТТГ – пониженный или повышенный ТТГ. Если результат гормонального анализа – пониженный, это дает врачу повод заподозрить ГПТ, тяжелые психические заболевания, недостаточность функции надпочечников, различные опухоли (опухоль гипофиза и др.). Повышенный ТТГ может возникать как следствие физической нагрузки и приема некоторых медицинских препаратов (противосудорожных средств, рентгеноконтрастных средств и др.). Низкий ТТГ может быть признаком гипертиреоза, травмы гипофиза, снижения функции гипофиза. Анализ помогает выявить скрытый ГПТ, зоб, миопатию, депрессию, алопецию, бесплодие, импотенцию и снижение либидо, гиперпролактинемию [2].
Гормоны ЩЖ – ТГ: Т3 и Т4 играют важную роль в деятельности ряда жизненно важных функций организма, в частности, в регуляции обмена веществ путём стабилизации внутренней среды живого организма. Немаловажная роль принадлежит гормонам ЩЖ влияющим непосредственно на деятельность нервной клетки, как, например, на её транспортные системы, на молекулярные механизмы клеточной деятельности, а также на центральную нервную систему (ЦНС) в целом в период её развития. Характерной особенностью ТГ является присутствие в их молекуле в качестве обязательного компонента йода, регулярно поступающего в организм с пищей и водой в виде йодидов, которые в дальнейщем подвергаются окислению до йода. Последний включается в молекулу белка, образуя монойодтирозины и дийодтирозины. Конденсация двух молекул дийодтирозина с потерей одного остатка – аланина приводит к образованию ТГ: Т4, а при соединении молекулы дийодтирозина с молекулой монойодтирозина образуется ТГ: Т3. При нормальном функционировании ЩЖ располагает большим запасом органического йода в результате чего её функция может длительно осуществляться нормально, даже при недостатке поступления йода из внешней среды. Однако в случае длительного дефицита йода в организме нарушается нормальное функционирование ЩЖ, приводящее к блокаде синтеза ТГ, что является причиной развития ГПТ-статуса со всеми последующими негативными последствиями (нарушение окислительных процессов и минерального обмена, и, прежде всего, обмена хлоридов; снижение синтеза белков и процессов обмена углеводов и жиров и др.). Известно также, что многие явления, возникающие как следствие недостатка гормонов ЩЖ, могут быть устранены введением йодидов и ТГ [3].
Исходя из рассмотрения системы нейроэндокринной регуляции клетки, известно, что данную систему помимо ТГ и стероидных гормонов, составляют также нейромедиаторы (НМ), одним из которых является ацетилхолин (АХ), являющийся одним из эфиров холина [4, 5]. Исследования [6] свидетельствуют о том, что в коррегировании соматических и нейрогенных нарушений невторостепенна роль эфиров и амидов холина, заслуживающих существенного внимания с точки зрения особенностей их синтеза и биологической активности. Вместе с тем продолжают отсутствовать сведения относительно действия эфиров и амидов холина на изменение показателей ТТГ, общего Т3 и Т4 в крови у млекопитающих при патологиях ЩЖ типа субклинического ГПТ.
Учитывая вышесказанное, нами, в данных сериях научных исследований проведено изучение действия холинового эфира N-бензоил-О-метил-α,β-дегидротирозина (ХЭБМД), относящегося к эфирам холина, на изменение показателей ТТГ, общего Т3 и Т4 в крови у двухмесячных крыс при экспериментальном ГПТ.

Материал и методы

Исследования проведены на 50 двухмесячных крысах-самцах (линии Вистар, массой 80 – 90 г.), так как они удобны для массовых экспериментов и у них по сравнению с собаками, кошками, кроликами отмечается большая интенсивность физиологических показателей, протекающих в значительно более короткие промежутки времени, что является весьма приемлемым для ближайших и в особенности отдалённых наблюдений, связанных с изучением состояния восстановительных процессов. ГПТ вызывался путём проведения тиреоидэктомии. Тиреоидэктомия осуществлялась по следующему алгоритму. Для проведения операции крысы под эфирным наркозом фиксировались в положении на спине. Доступ к ЩЖ осуществлялся через разрез кожи в области шеи длиной около 3,5 – 4 см. Затем обнажалась ЩЖ, производили отпрепаровку 2/3 её части с сохранением паращитовидных желёз и с помощью острых ножниц доли отсекались, после чего под каждую из них подводились лигатуры. Раны послойно зашивались. Животные хорошо переносили операцию и спустя 0,5 – 1 час после операции подходили к корму и воде. Тиреоидэктомия в данных сериях экспериментальных исследований была проведена у 40 крыс. Животные были разделены на 3 подопытные группы: 1) интактные животные – 10 экземпляров; 2) животные с ГПТ, не получавших каждодневных инъекций ХЭБМД– 10 экземпляров; 3) животные с ГПТ, получавшие ХЭБМД в дозе 200 мкг/кг массы тела в течение 14 дней – 30 экземпляров.
После тиреоидэктомии и окончания дачи ХЭБМД у всех 50 крыс была проведена декапитация и сбор крови. В сыворотке с помощью иммуноферментного метода определялась концентрация ТТГ, общего Т3 и Т4.
Полученные данные подвергались статистической обработке в системе Statistica for Windows, с применением распределения Пуассона и критерия Пирсона.

Результаты и обсуждение

Рис. 1. Особенности изменения концентрации тиреотропного гормона гипофиза и тиреоидных гормонов в крови у двухмесячных крыс в норме (А), при гипотиреозе (Б) и после действия ХЭ9 (В). Концентрация тиреотропного гормона гипофиза выражена в мМЕ/мл; трийодтиронина в нг/мл; тироксина в мкг/мл. (P < 0,05 к животным с ГПТ)

На рисунке 1 представлены диаграммы изменения концентрации ТТГ и ТГ в крови у двухмесячных крыс в норме (А), при ГПТ (Б) и при ГПТ после действия ХЭБМД (В). Как видно на рисунке 1, Б – тиреоидэктомия приводила к существенному повышению содержания ТТГ (на 350 %) в сыворотке крови у крыс данной подопытной группы; содержание общего Т3 понижалось на 296, 2 % по сравнению с интактными животными (рис. 1, А); содержание же общего Т4 понижалось на 47, 6 %, соответственно. После введения ХЭБМД в дозе 200 мкг/кг массы тела в течение 14 дней у крыс с ГПТ были отмечены следующие показатели: содержание ТТГ в крови составило 75 % по сравнению с нормой принятой за 100 % (рис. 1, А); содержание общего Т3 составило 100 %; содержание общего Т4 составило 76, 1 %, соответственно (рис. 1, В).
Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что данная доза ХЭБМД способствует нормализации показателей ТТГ. В отношении ТГ при экспериментальном ГПТ в исследуемой возрастной группе животных эффект данного химического соединения явно проявляется в отношении как Т3 (восстановление показателей до нормы – 100 %), в отношении Т4 – восстановление показателей до практически до нормы – 76, 1 %.
Полученные результаты могут быть учтены в клинической практике, при прогнозировании течения и исхода функционального восстановления у лиц с патологией ЩЖ, такой, как ГПТ. Представленный анализ недавних изучений нейропротекторных агентов, антиоксидантов, стволовых клеток, вакцин, различных хирургических техник позволяют заключить, что нужны новые эффективные средства для лечения экспериментальной патологии ЩЖ крыс типа ГПТ [7]. Несмотря на интенсивные исследования, следует отметить фактическую безуспешность современных достижений при попытках терапии специфического заболевания ЩЖ типа ГПТ, как правило, приводящего к тяжелой инвалидизации. С учётом мультифакторной и мультифазной модели развития патологий ЩЖ, таких как ГПТ, эффективным может стать нейропротекторная стратегия терапии синтетическими производными холина, типа ХЭБМД [8 – 10].

Литература

1. Jorde R. “Subclinical” thyroid disease. J. Tidsskr. Nor. Lageforen., 2002, № 122, v. 9, pp. 938 – 940.
2. Moller N., Mann K. Hypothyroidism treatment: when and what dosage. J. MMW Fortschr. Med., 2009, № 151, v. 14, pp. 34 – 37.
3. Матинян Л. А., Бабаханян М. А., Киприян Т. К., Хачатрян Т. С., Марченко З. И. Сравнительное изучение частоты сердечного ритма у гипотиреоидных крыс в норме и при действии йодированного мёда и тироксина. Ж. Вестник МАНЭБ, 2006, т. 11, № 8, с. 221 – 223.
4. Cabadak H., Cuadra A. E., El-Fakahany E. E., Kan B. M(2), M(3), and M(4) muscarinic receptors are expressed in the guinea pig gallbladder. J. Recept. Signal. Transduct. Res., 2009, № 29, v. 1, pp. 63 – 66.
5. Kilbourn M. R., Hockley B., Lee L., Sherman P., Quesada C., Frey K. A., Koeppe R. A. Positron emission tomography imaging of (2R,3R)-5-[(18)F] fluoroethoxybenzovesamicol in rat and monkey brain: a radioligand for the vesicular acetylcholine transporter. J. Nucl. Med. Biol., 2009, № 36, v. 5, pp. 489 – 493.
6. Киприян Т. К., Топузян В. О., Карапетян И. Р., Хачатрян Т. С. Анализ влияния сочетан-ного комплекса тироксина и йодметилата 2 – (диметиламно) этилового эфира – N – (п – метоксибензоил) – DL – фенилаланина на электрическую активность повреждённых травмой одиночных мотонейронов спинного мозга крыс. В сб. Международная научная конференция «Актуальные проблемы интегративной деятельности и пластичности нервной системы» посвящ. 80 – летию со дня рождения академика НАН РА и чл. – корр. РАН В. В. Фанарджяна, 2009, Ереван, Изд. «Гитутюн» НАН РА, с. 154 – 158.
7. Ma Q, Kuang A. Advance of researches on thyroid tissues autotransplantation and embryonic stem cell transplantation in therapy of hypothyroidism. J. Sheng Wu Yi Xue Gong Cheng Xue Za Zhi., 2008, № 25, v.5, pp. 1212 – 1230.
8. Ogbera A. O., Ekpebegh C., Eregie A., Kuku S. F. The role of radioactive iodine usage in the management of thyroid disorders with emphasis on sub-Saharan Africa. West Afr. J. Med., 2008, № 27, v. 4, pp. 211 – 217.
9. Lania A., Giavoli C., Ferrante E., Beck-Peccoz P. Central hypothyroidism and growth hormone treatment: clinical care. J. Endocrinol. Invest., 2008, 9 Suppl, pp. 66 – 70.
10. Scarpa V, Kousta E, Tertipi A, Vakaki M, Fotinou A, Petrou V, Hadjiathanasiou C, Papathanasiou A. Treatment with thyroxine reduces thyroid volume in euthyroid children and adolescents with chronic autoimmune thyroiditis. J. Horm Res Paediatr., 2010, № 73, v. 1, pp. 61 – 67.



Все статьи автора «Хачатрян Тигран Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: