УДК 612.650

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЕВУШЕК В СИЛОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Кочеткова Елена Федоровна1, Опарина Ольга Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания»
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор биологических наук, профессор кафедры «Теоретические основы физического воспитания»

Аннотация
В статье показана необходимость учета физиологических особенностей женского организма при организации и проведении тренировочных занятий в силовых видах спорта.

Ключевые слова: биологический цикл, женский организм, тренировочные нагрузки.


PHYSIOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZING THE INSTRUCTION AND WORKOUT SESSIONS IN WOMEN’S STRENGTH SPORT

Kochetkova Elena Fedorovna1, Oparina Olga Nikolaevna2
1Federal State Government-financed Establishment “Penza State University”, Cand. Sc. (Biology), the Chair of Theory of Physical Education
2Federal State Government-financed Establishment “Penza State University”, D.Sc. (Biology), Professor, the Chair of Theory of Physical Education

Abstract
The authors underline the idea that consideration should be given to the physiological make-up of a female body in organizing strength sport workout sessions and training.

Keywords: biological cycle, female body, training load.


Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физиологические особенности организации учебно-тренировочного процесса девушек в силовых видах спорта // Исследования в области естественных наук. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2014/08/8264 (дата обращения: 30.04.2017).

В настоящее время существует много противоречивых мнений относительно занятий  женщин силовыми видами спорта [1, с. 18-22; 2, с. 37-43; 3, с. 16-22]. Вместе с тем, отмечен рост интереса населения к силовым видам, как в спорте высших достижений, так и в фитнес-системе. Анализ литературы и опыта практической работы показал, что большинство тренеров в работе с женщинами   используют те же средства и методы, что и при подготовке мужчин. Причем, укрепляется тенденция к увеличению тренировочных нагрузок у женщин. Постоянно возрастающая спортивная конкуренция вызывает необходимость поиска новых путей повышения спортивных результатов. За последние десятилетия набралось достаточное количество наблюдений, которые показывают, что большие физические нагрузки небезразличны для организма женщины, ее репродуктивного здоровья [4, с. 49-51; 5, с.79-80]. Диморфные различия в спортивных достижениях зависят от разной биологии мужчин и женщин, а также  от эффективности спортивной подготовки, которая избирательно воздействует на факторы и определяет спортивный результат женщин [6, с. 2-8; 7]. Повышение уровня спортивных достижений в женском спорте может быть достигнуто на основе:

– учета специфического биологического ритма женского организма,

– учета динамики спортивной работоспособности в различных фазах овариально-менструального цикла (ОМЦ),

– учета гормонального статуса спортсменок.

Влияние биологического цикла на спортивные результаты изучено на ряде спортивных дисциплин. Меньше всего это влияние сказывается на женщинах-спринтерах и больше всего – на спортсменках, тренирующихся на выносливость [8, с. 40-49]. Силовые виды спорта относятся к наименее изученным с точки зрения их влияния на организм женщин [9, с. 133-134].

Особенности построения тренировочного процесса женщин напрямую зависит от анатомических и физиологических отличий женского организма.
У женщин узкие суставы, слабые связки и сухожилия, длинный позвоночник, более короткие конечности (т.е. более короткие рычаги). Опорно-связочный аппарат женщин плохо  переносит большие силовые нагрузки.  Вес мышечной ткани по отношению к весу тела у женщин составляет в среднем – 32%,  жировой – 28%. У женщин предельная сила мышц нижних конечностей на 27%, а мышц плечевого пояса – на 40-70% меньше, чем у мужчин. Рабочая гипертрофия мышц в результате силовых тренировок у женщин меньше, поскольку она регулируется мужскими половыми гормонами, нормальная концентрация которых у женщин в среднем в 10 раз ниже.

Специфическая биологическая особенность женского организма – наличие биологического цикла. Выделяют пять фаз цикла: менструальную – (1-5-й день), постменструальную – (6-12-й день), овуляторную – (13-15-й день), постовуляторную – (16-24-й день) и предменструальную – (25-27-й день). Женские биологические ритмы тесно связаны с работоспособностью. Высокий уровень травм отмечен, в основном, в области крестцово-подвздошной связки, особенно, во время предменструальной фазы. Самые низкие показатели скоростных, силовых, скоростно-силовых упражнений, а также скоростной выносливости отмечены в первые два дня цикла, в дни овуляции и к концу цикла (1, 3, 5 фазы).  Непосредственно в дни менструации не рекомендуется выполнять силовые упражнения, которые сопровождаются натуживанием, резкими движениями и охлаждением тела. Объём силовых нагрузок в эти дни должен быть небольшим.  Установлено, что с увеличением стажа спортивных выступлений и ростом спортивного мастерства, заметно снижается отрицательное влияние так называемых неблагоприятных фаз (1, 3, 5) на специальную работоспособность.

Выявлена зависимость  соматотипа спортсменки, биологического цикла, тренировочного процесса и спортивного результата [10, с. 22-24]. Спортсменки силовых видов, в основном, имеют фемининный соматотип, у них  в 85,5 % случаев менструация протекает в пределах физиологической нормы, тогда как в других видах спорта этот показатель составляет 60,0-65,5%. У женщин, занимающихся силовыми видами спорта, наблюдается сближение значений мышечной массы с показателями мужчин, но сохраняется выраженность половых различий в показателях жирового компонента, что способствует нормальному протеканию ОМЦ.

Тренировочные занятия женщин организовываются в соответствии с общими принципами спортивной тренировки, т. е. по структуре,  применяемым методам и средствам соответствуют занятиям мужчин. Тем не менее, объём и интенсивность тренировок, а также подбор упражнений для женщин имеют некоторые отличия: уменьшается общее количество тренировочных дней, мощность нагрузки в отдельные дни тренировок; во всех случаях вес отягощения на 5-10%  меньше, чем у мужчин. Исходя из анатомии и биомеханики женщин, при тренировках им следует избегать работы с предельными и близкими к ним отягощениями. Предпочтение надо отдавать упражнениям, не «перегружающим» позвоночник, т. е. выполняемым в положении сидя или лежа. Женский организм гораздо лучше переносит нагрузки, направленные на развитие выносливости, в связи с этим необходимо использовать методы и приёмы для развития силовой выносливости. Упражнениям, связанным с подъёмами околопредельного веса, должна предшествовать значительная предварительная подготовка с обязательным учётом фаз ОМЦ. Особое внимание следует уделять развитию мышц ног, таза, спины, груди, брюшного пресса. Тренировку следует начинать с проработки мышц таза и ног, как наиболее крупных и энергоёмких. Одной из основных задач тренировки является коррекция осанки с включением в тренировочный процесс соответствующих упражнений. В силовой подготовке женщин нецелесообразно применять упражнения с прогибанием туловища назад (они могут привести к смещению матки); с максимальной величиной отягощений в положении стоя (могут повлечь нарушение осанки и травмы позвоночника).

Нами проведена апробация методики по оптимизации тренировки с женщинами, занимающихся силовым фитнесом. Цель работы – определить изменение силовых способностей и психо-эмоционального состояния женщин в зависимости от фаз ОМЦ. Под наблюдением находилось 12 женщин  в возрасте 20-25 лет. Исследование включало анкетирование  и практические тесты.  В анкете выясняли субъективное отношение спортсменки к данному вопросу, ее состояние и реакции организма на тренировочные нагрузки, наличие изменений в протекании цикла; связывают ли сами спортсменки эти изменения с характером их тренировки, что предпринимают и как приспосабливаются в случае отклонения цикла от нормы. Все спортсменки отметили связь специфики спортивной деятельности с характером протекания цикла. Практические тесты включали: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (10 раз, с); сгибание и разгибание рук в упоре сзади (количество); приседание (за 30 с, количество). Наибольший объем тренировочной нагрузки конкретной направленности давали в те периоды цикла, когда организм женщин  предрасположен к ее выполнению. Так, спортсменкам, имеющим 28-дневный менструальный цикл, увеличивали объем физической нагрузки на 7-12-й и 16-25-й дни, снижали на 1-6-й и 13-15-й дни цикла. В эти дни применяли упражнения избирательного характера по группам мышц. Например, за 1-2 дня до и в дни менструаций проводили упражнения, не вызывающие большого напряжения мышц нижней части брюшного пресса и малого таза; упражнения на расслабление мышц. Большая нагрузка на мышцы таза, брюшного пресса, сердечнососудистую систему может неблагоприятно отразиться на динамике  цикла и в целом  на организме девушки.        Выявлено, что динамика проявления специальной выносливости и скоростных возможностей имеет подъемы и спады соответственно фазам менструального цикла.

Наиболее высокие показатели специальной выносливости и скоростных возможностей проявились у девушек в начале постменструальной и постовуляторной фаз цикла, что соответствует пикам содержания половых гормонов и связанными с ними колебаниям данных обследования работоспособности спортсменок. Самые низкие показатели специальной выносливости и скоростных возможностей у девушек в силовых видах спорта были обнаружены в менструальной и овуляторной фазах.

Таким образом, в практической работе тренера необходимо учитывать снижение работоспособности и психофизиологических функций организма женщины в  разные фазы цикла. Например, максимально можно усложнять программу тренировки в постменструальные и постовуляторные дни. В период сниженной работоспособности необходимо избегать тяжелых физических нагрузок, как по объему, так и по интенсивности, чередовать их с более частыми паузами отдыха.


Библиографический список
  1. Гасанов З.А. Женщины в изначально мужских видах спорта // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7.
  2. Кононенко Ю.А., Короп Ю.А. Некоторые психологические аспекты построения тренировочного процесса женщин-спортсменок / В кн.: Женское плавание. К.: Здоровье, 1985.
  3. Мягков С.Н. Женская проблематика на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» // Теория и практика физической культуры. 2000. № 11.
  4. Калинина Н. А. Диагностика и профилактика нарушений репродуктивной системы спортсменок  // Теория и практика физической культуры. 2004. №1.
  5. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Роль физической культуры в сохранении репродуктивного здоровья //Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3-4 (22).
  6. Иорданская Ф. А., Кузьмина В. Н., Муравьева Л. Ф. Диагностика и сравнительная оценка функциональных возможностей мужчин и женщин в спорте // Теория и практика физической культуры. 1991. №5.
  7. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Особенности и проблемы полового диморфизма в спорте // Современные научные исследования и инновации. Июль 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/35829
  8. Беляева К.Г., Глущенко, Карлюк Ю.Н. Об уровне специальной работоспособности легкоатлеток в различных фазах менструального цикла /В кн.: Женский спорт. 1995.
  9. Малютина А. Н. Техническая подготовка женщин - тяжелоатлетов // Тезисы докладов XXVII   научной конференции студентов, аспирантов и соискателей МГАФК. Выпуск XII. Малаховка. 2003.
  10. Медведев А.С. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки у сильнейших тяжелоатлеток в зависимости от этапа подготовки на современном этапе // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7.


Все статьи автора «Опарина Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: