Комплексная оценка физического развития школьников предусматривает определение биологического возраста (БВ), т.е. достигнутого уровня морфофункционального развития индивида, определенного относительно сверстников (средних возрастно-половых нормативов) [1]. Необходимость определения БВ обусловлена тем, что индивидуальные темпы биологического созревания школьников неодинаковы. Учащийся, био¬ло¬гический возраст которого соответствует паспортному или опережает его, обычно успешен в освоении школьной программы. Значительная часть детей с замедленным уровнем биологического развития испытывает трудности при обучении в школе, особенно на начальной ступени. В ходе учебных занятий у них наблюдается выраженное снижение работоспособности и преждевременное утомление. У школьников с ускоренным биологическим развитием часто выявляются дисгармоничность роста и развития [2]. Напряжение, которое дети с крайними вариантами биологического созревания испытывают при обучении, отражается в ухудшении показателей их здоровья [3,4].
Диагностика крайних вариантов развития при проведении регуляр-ных медицинских профилактических осмотров у детей способствует раннему выявлению отклонений в развитии, ряда заболеваний. Поэтому, даже при отсутствии болезней, группа здоровья по комплексной оценке у ребенка с крайними вариантами (отставание или опережение) определяется как вторая (II). Кроме того, знание биологического возраста ребенка обязательно при решении вопросов гигиенического, спортивного и т.д. нормирования различных видов деятельности [3,5].
Цель исследования. Изучить динамику и особенности биологического созревания сельских школьников Нижегородской области и представить современные стандарты определения биологического возраста.
Материалы и методы. Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров с комплексной оценкой здоро-вья [Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей»], в т.ч. по программе автоматизированного компьютерного диагностического обследования (АКДО), 2767 учащихся СОШ Нижегородской области (1354 мальчиков и 1413 девочек) в возрасте 6,5 -17,5 лет с сентября 2011 г. по апрель 2012 г. Критерии включения: учащиеся 1-11 классов сельских СОШ. Критерии исключения: 1) дети с органическими поражениями, 2) период обострения хронических заболеваний.
Число постоянных зубов (ЧПЗ) определял сертифицированный стоматолог. Выраженность вторичных половых признаков (ВПП) оценивалась сертифицированными по системе АКДО педиатрами с определением половой формулы (ПФ) и балла половой зрелости (БПЗ) [2]. Развитие вторичных половых признаков оценивали по общепринятой методике с использованием половой формулы Ах0-4, Р0-5, L0-2, V0-2, F0-3 для мальчиков и Ma0-3, P0-3, Ax0-3, Me0-3 для девочек, где Ax – оволосение подмышечных впадин, Р – оволосение лобка, L – рост щитовидного хряща, V – изменение тембра голоса, F – оволосение лица, Ма – развитие молочной железы, Ме – становление менструальной функции [3,5]. Динамику ВПП сопоставили с данными осмотров, проведенных в 1966/67 гг. (Матвеева Н.А. с соавт., 1971) [6]. Провели сопоставление полученных стандартов сельских школьников 2011/12 гг. с аналогичными для школьников Н. Новгорода (2002 г.) [2], в табл. 2, 4, 5 в скобках представили нормативные данные для школьников Н.Новгорода.
По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проведена с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2003» и «Биостат» [7].
Результаты и их обсуждение. У школьников 6,5 до 10-12 лет информативным критерием биологического развития является определение числа постоянных зубов (ЧПЗ). Во многих возрастных группах у девочек ЧПЗ статистически значимо выше, чем у мальчиков.
Исходя из практики принятия за возрастную норму ЧПЗ в диапазоне «М±σ», представили стандарт определения БВ у школьников этой возрастной группы до появления у них вторичных признаков полового созревания. Отметили схождение показателей по обеим группам, как у мальчиков, так и девочек, при наличии незначительных расхождений.
К моменту начала полового созревания (10-12 лет) ведущую роль в диагностике биологического возраста приобретает уровень полового созревания, выражаемый половой формулой.
Анализ динамики показателей развития вторичных признаков полового развития (у мальчиков сопоставимы только по признакам Р и Ах) у сельских школьников за последние 45 лет 1966/67 г. [6] и 2012 г. выявил ускорение выраженности их проявления, в большей степени выраженное у мальчиков.
У них появление ВПП сместилось на 1 год ранее (12 лет), а верхняя граница БПЗ с 14 лет стала нижней. Первые проявления ВПП у отдельных мальчиков отметили в 10 лет 4 месяца в виде изменения тембра голоса и в 10 лет 5 месяц в виде оволосения на лобке.
У девочек нет смещения возраста появления ВПП, но диапазон балла половой зрелости стал шире за счет смещения его границ вправо (табл. 3). Первые пубертатные изменения у девочек – развитие молоч-ных желез отметили в 8 лет 11 месяцев. Средний возраст появления Ме у сельских девушек в 2011/12 гг. составил 13,4±0,85 лет, наиболее ран-нее наступление менархе зафиксировано в 11 лет 2 месяца, позднее – в 15 лет 4 месяца. В период же 1966/67 гг. средний возраст Ме приходился на период 14-15 лет.
В группе обследованных учащихся не выявлены девочки (до 8 лет) и мальчики (до 9 лет) с преждевременным половым созреванием.
Последовательность возрастного появления вторичных половых признаков у сельских школьников следующая:
• у мальчиков – оволосение на лобке (Р1 – 12,8±0,08 лет), оволосение подмышечных впадин (Ах1 – 13,6±0,11 лет). Наряду с ускоренными темпами полового развития у ряда подростков отметили его задержку: среди 14-летних Р0 – установлен у 16,8%, Р1 –18,4%, Р2–55,2%, Р3–9,6%; Ах0–26,4%, Ах1–21,6%, Ах2–48,0%, Ах3 – 4,0%; среди 15-летних Р0 – 9,0%, Р1 – 10,8%, Р2 – 40,5%, Р3 – 39,6%; Ах0 – 10,8%, Ах1 – 16,2%, Ах2 – 39,6%, Ах3 – 33,4%.
• у девочек – развитие молочных желез (Ма1 – 11,4±0,09 лет), оволосение на лобке (Р1 – 12,1±0,08 лет), оволосение подмышечных впадин (Ах1 – 12,8±0,10 лет). У девочек выраженность признаков Р и Ах начинает появляться раньше, чем у мальчиков только на 7 и 10 месяцев соответственно, что отличает их от городских школьников, для которых установленная разница от 1 до 2 лет [1,2].
По результатам проведенного анализа представили стандарты полового созревания для определения биологического возраста сельских школьников. Отметили фактическое сближение значений БПЗ у сельских школьников с городскими сверстниками.
Заключение. Уровень биологического созревания сельских школьников за истекшие 45 лет статистически значимо вырос и имеет тенденцию к сближению к таковому для городских школьников на начало 21 века.
Современные сельские школьники Нижегородской области характе-ризуются высокой вариабельностью наступления стадии появления вторичных половых признаков и их выраженности.
Разработаны и представлены в виде стандартов дифференцирован-ные критерии определения биологического возраста сельских школьни-ков по числу постоянных зубов и выраженности вторичных признаков полового созревания.
Библиографический список
- Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 560 с.
- Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
- Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области // Вестник Московского государственного областного университета. – №4. – 2012. – С.37-42
- Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Уровень биологического возраста городских и сельских школьников г.Арзамаса и Арзамасского района // Научный поиск в современном мире: Материалы I международной научно-практической конференции / НИЦ «Апробация». – Москва: издательство Перо, 2012. – С.48-57.
- Особенности морфофункционального развития сельских школьников Арзамасского района: монография / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: АГПИ, 2013. – 104 с.
- Физическое развитие и некоторые функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у сельских школьников. Методические указания /Сост. Н.А. Матвеева, И.И. Мясникова, Л.И. Лозовская и др. – Горький: Изд-во «Горьковская правда», 1971. – 48 с.
- Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 459 с.