УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ СИЛЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Карасева Э.М.
Костанайский филиал Челябинского государственного университета
кандидат педагогических наук, доцент кафедры современно-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Аннотация
В Казахстане начинается активный процесс внедрения кредитной системы обучения. В целях международного признания национальных образовательных программ, обеспечения мобильности обучающихся, профессорско-преподавательского состава, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней высшего и послевузовского образования вводиться трехступенчатая структура подготовки специалистов и послевузовское образование по единой кредитной системе обучения.
Karaseva E.M.
Kostanai branch of Chelyabinsk State University

Abstract
The active process of involving the credit system in Kazakhstan is started. In purpose of the International expectation the National Educational Programs, the provision mobility of the students and Professor – teaching stuff and also increasing the educational level and providing the exchanging experiences in all levels and stages of Higher and Up-graduate Education three – staged structure of preparing the specialists and Up – graduate Education in equal credit system of Education is involved.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева Э.М. Формирование понятия силы у студентов ВУЗов в условиях кредитной системы обучения // Исследования в области естественных наук. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2012/12/3115 (дата обращения: 12.07.2023).

Die Annotation
In Kasachstan beginnt der aktive Prozess der Einführung des Credit-Ausbildungssystems. Dreistufige Struktur der Vorbereitung von Fachleuten und der Fortbildung nach einheitlichem Credit-Ausbildungssystem hat im Grunde folgende Ziele:

-internationale Anerkennung der nationalen Bildungsprogramme;

-die Versorgung der Mobilität von Studierenden, Professoren und Lektoren;

-die Erhöhung der Bildungsqualität;

-die Versorgung der Kontinuität aller Niveaus und Stufen der Hochausbildung und der Fortbildung

Формирование у студентов системы научных понятий – важный элемент усвоения системы научных знаний. Без усвоения понятий не может быть сознательного усвоения законов и теорий, поскольку они выражают и объясняют причинно-следственные связи между понятиями. Понятие «сила» – одно из основных понятий физики и естествознания в целом. Формированию данного понятия уделяется большое внимание в курсе «Общая физика». Формирование понятия «сила» имеет важное политехническое, мировоззренческое и научное значение в понимании картины мира. Понятие силы является одним из основных понятий динамики, играет важную роль в механике, так как позволяет решать задачи, отвлекаясь от конкретной физической природы взаимодействия между телами. Развитие понятия силы в классической механике можно проследить по схеме (рис. 1).
История становления понятия силы в науке очень богата. Немало примеров, когда строили системы механики, не используя понятие силы, или этому понятию придавали лишь вспомогательное значение. С другой стороны, были попытки возвести понятие силы в ранг самых общих, самых важных и принципиальных понятий физической науки.
Приступая к формированию данного понятия в вузе, преподавателю необходимо учитывать, что с термином «сила» студенты уже знакомы из школьного курса физики. Поскольку мы рассматриваем кредитную систему обучения, то методика формирования понятия отличается от традиционной методики, так как основной акцент сделан на самостоятельное изучение курса.
В условиях кредитной системы не обучающего «учат», а обучающийся сам «учится». Таким образом, возрастает роль самостоятельной работы обучающегося, важность которой обусловлена переносом акцента на самостоятельную работу, которая формирует у обучающегося способности к самообразованию и саморазвитию, навыки свободного критического мышления.
Самостоятельная работа студента (СРС) организуется на всех этапах обучения. В условиях кредитной системы обучения требуется более качественная организация и контроль самостоятельной работы студентов; общий объем часов в бакалавриате составляет 66% от общей трудоемкости дисциплины. Самостоятельная работа студента – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемых в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов, задачей которых является развитие у студентов способности к самообразованию и саморазвитию.

Разработанная нами методика формирования понятия «сила» для студентов технических специальностей вузов при кредитной системе обучения строится на теории поэтапного формирования физических понятий, разработанной Антониной Васильевной Усовой, которая наполнена возможностями курса физики высшей технической школы и системой организации самостоятельной работы студентов.
Этапы формирования понятия «сила» у студентов, обучающихся по кредитной системе, реализуются с учетом особенностей обучения. Преподаватель осуществляет: 1) планирование и организацию домашних заданий; 2) объяснение цели каждого домашнего задания и как за него будет выставляться оценка; 3) консультацию и помощь в выполнении домашних заданий; 4) своевременную проверку домашних заданий и предоставление студентам обратной связи в виде поправок, комментариев и оценок.
Формирование понятия силы при кредитной системе обучения предполагает: 1) четкое определение места самостоятельной работы студента при изучении тем дисциплины, в которых рассматривается понятие силы; 2) направленность лекционных и семинарских (практических) занятий на самостоятельную работу студента; 3) правильный выбор формы и объема учебного материала; 4) наличие методических рекомендаций и указаний по выполнению заданий; 5) сочетание самостоятельной работы студента с различными формами учебных занятий.
Оценка самостоятельной работы студента проводится согласно методическим указаниям по политике выставления оценок на основе кредитной системы обучения. Методические указания разработаны нами в учебно-методическом комплексе дисциплины «Механика». Основанием для зачета в число набранных кредитов служит только положительная оценка, полученная студентом по итоговому контролю. Кредитная система обучения является накопительной. Преподаватель ведет полный учет всех набранных студентом кредитов. Учет ведется в накопительной ведомости в электронной и бумажной форме. Число засчитываемых кредитов определяется установленным учебным планом количеством по соответствующей дисциплине; в нашем случае преподаватель самостоятельно выделяет количество кредитов на каждую рассмотренную тему, но с учетом того, что сумма не будет превышать количество кредитов, отведенных на дисциплину в целом.
На каждом из этапов формирования понятия силы используется текущий контроль.
Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.
Существуют следующие формы текущего контроля:
 устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одной или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций;
 письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) дисциплины;
 комбинированный опрос – контроль, предусматривающий одновременное использование устной и письменной формы оценки знаний по одной или нескольким темам;
 защита и презентация домашних заданий – контроль знаний по индивидуальным или групповым домашним заданиям с целью проверки правильности их выполнения, умения обобщать пройденный материал и публично его представлять, прослеживать логическую связь между темами дисциплины;
 дискуссии, тренинги, круглые столы – групповое обсуждение вопросов проблемного характера, позволяющее продемонстрировать навыки самостоятельного мышления и умения принимать решения;
 тесты – совокупность заданий определенной формы (открытые, закрытые, комбинированные), позволяющих объективно и качественно оценить учебные достижения обучающихся.
По завершению всех этапов формирования понятия силы проводится рубежный контроль (проверка учебных достижений обучающихся по крупным разделам – модулям дисциплины). Формы проведения рубежного контроля: письменные контрольные и лабораторные работы, комплексное тестирование, выполнение курсового проекта (работы), устное слушание – коллоквиум, выступление на конференции. Итоговый контроль/промежуточная аттестация – это проверка учебных достижений обучающихся, устанавливающая уровень усвоения образовательной программы за академический период. При кредитной системе обучения формой итогового контроля является экзамен. В вопросы итогового контроля включаются вопросы, рассматривающие формирование понятия силы у студентов. В случае получения на экзамене оценки «неудовлетворительно» студент вновь должен записаться на данную дисциплину, прослушать лекции и получить допуск к экзамену. При кредитной системе обучения оценка знаний осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе с переводом на традиционную шкалу оценок.
Мы рассмотрели основные этапы формирования понятия «сила», однако все вышеизложенное можно применить к любому физическому понятию, которое рассматривается в курсе общей физики.
Выводы настоящего исследования не претендуют на исчерпывающее раскрытие содержания существующей проблемы. В качестве перспективных направлений научного поиска мы рассматриваем следующие: дальнейшее изучение внедрения кредитной системы обучения; изучение особенностей формирования физических понятий при кредитной системе обучения; создание учебно-методических комплексов по всем дисциплинам естественнонаучного цикла.


Библиографический список
  1. Абдыгаппарова С.Б. Основы кредитной системы обучения в Казахстане / С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов и др.; под ред. Ж.А. Кулекеева и др. – Алматы: Казак университети, 2003. – 198 с.
  2. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
  3. Чучалин А. Кредитно–рейтинговая система / А. Чучалин, О. Боев // Высшее образование в России. 2004. № 3
  4. Шардаков М.Н. Мышление школьника. – М.: Учпедгиз, 1963. –255 с.
  5. http://www.rks.dk/trends3.htm.
  6. http://elfa.bham.ac.uk/ELFA/Bologna_Declaration_1999/european_credit_trans-fer_s ystem.htm
  7. http://bologna.mgimo.ru/documents.php?cat id-9&doc id =180


Все статьи автора «Карасева Эльмира Миндыхатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: