Общее состояние здоровья детей в России в последние годы постоянно ухудшается. На одном из первых мест находятся заболевания органов кровообращения; в гимназиях, лицеях в V – IX классах заболеваемость выше по сравнению с обычными средними школами в 3-4 раза [1]. Основными причинами болезней органов кровообращения детей являются нарушения экологии, инфекции, гиподинамия, стрессы, наследственность, повышенные физические и умственные нагрузки в критические периоды роста и развития [2, с. 32-33; 3, с. 14-16; 4, с. 16-17]. Особенно часто сердце страдает от повторных заболеваний ангиной, хронического воспаления миндалин, вирусного гриппа, скарлатины.
Тенденция роста числа детей с функциональными расстройствами сердечнососудистой системы связана с интенсивным ростом опорно-двигательного аппарата ребенка в период первого скелетного вытяжения (6-7 лет) и в период полового созревания. В эти периоды отмечены наиболее значительные приросты всех нарушений состояния системы кровообращения, создаются анатомо-морфологические предпосылки для возникновения различных нарушений функций сердца [5]. Нередко единственным симптомом является появление шумов сердца, часто отмечают тахикардию, утомляемость и потливость. У 40% подростков 14-17 лет сердце напоминает в той или иной мере детское сердце, поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у старших школьников, а тем более у взрослых. Например, система кровообращения у подростков приходит в состояние максимального функционального напряжения даже при относительно небольших физических нагрузках.
Синдром вегетососудистой дистонии широко распространён среди детского населения и составляет 20-30% в популяции. Гипертония обычно проявляется в пубертатный период, гипотония – в 7, 10 и 12-17 лет. Ребенок жалуется на боли в области сердца, головокружение, нарушение сна. Особое место в структуре сердечнососудистых заболеваний у детей занимают нарушения сердечного ритма, часто до 15-17 лет сохраняется повышенная возбудимость сердечнососудистых нервных центров [6]. Практически любое нарушение ритма может быть сопряжено с риском развития жизнеугрожающих состояний. В настоящее время разработаны и внедрены стандартизированные критерии оценки состояния вегетативной нервной системы детей, раскрыта роль вегетативных нарушений в формировании функциональной кардиоваскулярной патологии: артериальной гипо– и гипертензии, нарушений ритма и проводимости и др., что позволило разработать эффективные методы лечения этих патологических состояний. Актуальной профилактикой вегетососудистой дистонии остаётся коррекция школьной психологической дезадаптации.
Наиболее значимыми факторами развития атеросклероза среди детей являются наследственная предрасположенность: ранняя гипертоническая болезнь, инфаркты миокарда и инсульты у родителей ребёнка [7, с. 60-70]. Выявление группы риска важно, так как наиболее эффективной является ранняя профилактика атеросклероза, когда имеется нестойкий характер и ещё не сложился стереотип нездорового образа жизни. Все заболевания могут привести к сердечной недостаточности.
Лечение и реабилитация являются комплексными и длительными, включают соблюдение режима дня, полноценный отдых, сбалансированное питание, устранение конфликтных ситуаций в семье и в школе. Широко используют физиотерапевтическое лечение: электролечение, парафин, озокерит на шейно-затылочную область.
Двигательная активность способствует сохранению здоровья, активизации физического развития, в том числе снижению общей заболеваемости. В настоящее время актуализируются вопросы по специфике использования средств физической культуры для детей и подростков с различными формами патологий [8].
Дети с заболеваниями сердечнососудистой системы относятся в основном к III, 1V, V группам здоровья. В соответствии с заболеванием и группой здоровья детей распределяют по группам для занятий физической культурой. Детей с функциональными нарушениями органов кровообращения относят, в основном, к подготовительной и специальной группам. Перевод из специальной в подготовительную и, далее, в основную группу происходит после длительных занятий физическими упражнениями с малыми нагрузками.
Дети с функциональными нарушениями органов кровообращения имеют противопоказания по отдельным видам занятий, по объему и интенсивности нагрузок, а также в связи с периодизацией острых течений заболеваний. Для них устанавливают сроки возобновления занятий физической культурой, которые, в первую очередь, диктуются состоянием сердечнососудистой системы. Противопоказаниями к занятиям физической культурой являются острые и подострые периоды заболеваний. Сроки возобновления занятий физической культурой длительные – от нескольких месяцев до нескольких лет. Занятия начинают с лечебной физической культуры, врач решает индивидуально вопрос о дозировании физической нагрузки для детей, имеющих проблемы сердечнососудистой системы. Детям с заболеваниями сердечнососудистой системы не рекомендуют физические упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания и с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса.
Детям с сердечнососудистой патологией рекомендуют общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя. Обязательными методическими условиями на занятиях ЛФК является регистрация ЧСС до, после и в середине занятия и проведение тестовых проб. Заключение о функциональных возможностях этих детей и допустимости для них нагрузки определяют временем нормализации сердечных сокращений после нагрузки [9].
Физические упражнения при нейроциркуляторной дистонии, сопровождающейся повышением артериального давления и гипертонической болезнью, снижают повышенную реактивность центральной нервной системы и усиливают ослабленный тормозной процесс. Систематическая тренировка способствует выработке у больных депрессорной реакции кровеносных сосудов. Депрессорная направленность реакции сосудов зависит также от гуморальных влияний, возникающих при мышечной работе. Физические упражнения, вызывая усиление периферического кровообращения, обеспечивают, в частности, лучшее кровоснабжение головного мозга, способствуют расширению венечных артерий, в результате нормализуется кровоснабжение сердца и обменные процессы в миокарде. Занятия физической культурой для больных гипертонией должны включать утреннюю гимнастику, динамические паузы, ходьбу, спокойный бег, плавание, велосипед, лыжи. Большое значение имеют специальные упражнения, способствующие снижению давления: дыхательные упражнения, упражнения на координацию для устранения вестибулярных нарушений. При этом все двигательные действия должны носить динамический характер, выполняться в медленном и среднем темпе без натуживаний и задержки дыхания. Важно, чтобы в работе участвовали все группы мышц, в первую очередь мышцы живота, спины. Основные задачи занятий с детьми школьного возраста, страдающих гипертонической болезнью:
– нормализация корковых процессов и уменьшение реактивности нервной системы;
– выработка наклонности к депрессорной реакции кровеносных сосудов;
– тренировка внесердечных факторов кровообращения.
Объем и интенсивность физических упражнений в процессе занятий при гипертонической болезни зависят от клинического диагноза и функциональных возможностей занимающихся. Физические упражнения повторяют 5-6 раз для крупных мышечных групп и 10-12 раз – для мелких и средних мышечных групп. Особенность методики проведения занятий заключается в том, что физические упражнения выполняют ритмично, в медленном и среднем темпе в исходных положениях лежа, сидя и стоя. Упражнения для крупных мышечных групп следует чередовать с дыхательными упражнениями. Упражнения выполняют с полной амплитудой, плавно, без значительного мышечного напряжения. Количество повторений каждого упражнения увеличивают постепенно. К специальным при гипертонической болезни упражнениям относят упражнения для расслабления отдельных мышечных групп, для развития равновесия, дыхательные упражнения с элементами медитации. Следует избегать упражнений с большой амплитудой движений для головы и туловища, с длительными статическими усилиями. Дозировка физической нагрузки индивидуальна в зависимости от реакции занимающегося. Хороший оздоровительный эффект дает сочетание физических упражнений с массажем, упражнениями в воде и плаванием.
Гипотонией страдают люди разного возраста. Причины этого состояния различные: переутомление, неупорядоченный режим труда и отдыха, стрессы, неблагоприятная обстановка в семье и на работе, отрицательное воздействие погодных и климатических условий. Основной компонент в патогенезе нейроциркуляторной дистонии с пониженным артериальным давлением и гипотонической болезни – нарушение центральной и вегетативной регуляции сосудистого тонуса. Это обстоятельство сближает методики занятий физическими упражнениями при нейроциркуляторной дистонии по гипотоническому типу и гипотонической болезни.
Задачи занятий с детьми, страдающими нейроциркуляторной дистонией по гипотоническому типу, гипотонической болезнью:
– нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, эмоционального состояния;
– установление и упрочение новых условно-рефлекторных связей (моторно-висцеральных и висцеро-моторных);
– тренировка всех органов и систем, особенно сердечнососудистой и мышечной; повышение сократительной способности миокарда и тканевого обмена; активизация экстракардиальных факторов кровообращения; повышение мышечного тонуса;
– улучшение адаптационных способностей;
– уменьшение субъективных проявлений болезни [10].
В процессе проведения учебных занятий целесообразно учитывать следующие рекомендации:
– необходимо максимальное проветривание спортивного зала. По возможности занятия проводить на свежем воздухе;
– осуществлять систематическую, постепенно возрастающую общую тренировку организма;
– использовать специальные дыхательные упражнения.
При хорошем общем состоянии, длительном отсутствии обострения, отсутствии выраженных нарушений со стороны других органов и систем этих детей можно перевести в подготовительную группу по физкультуре. Необходимо подчеркнуть высокую оздоровительную эффективность ходьбы и бега. Дозированные по продолжительности и темпу ходьба, бег, подвижные игры и эстафеты являются не только хорошими общеразвивающими упражнениями, но и эффективным средством восстановления функции внешнего дыхания. Положительное психоэмоциональное состояние – важное условие улучшения воздействия упражнений на организм. Особое внимание следует уделять укреплению нервной системы, так как ухудшение ее состояния способствует ослаблению сердечной деятельности.
В последующем при полной компенсации функции кровообращения и хорошем уровне физической подготовленности эти дети могут быть переведены в основную группу для занятий физической культурой.
Библиографический список
- Артюшина Г.П. Основы социальной медицины. М.: Академический проект. 2005.
- Опарина О.Н., Кочеткова Е.Ф. Функциональные резервы адаптации //Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №12-1(19).
- Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физическая работоспособность и генетическая детерминируемость //Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №1-1(20).
- Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физическая культура как основное средство поддержания здоровья детей в экологически неблагоприятных районах //Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №1-1(20).
- Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск. 1992.
- Вельтищев Ю.Э. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Альманах «Исцеление». 1995. №2.
- Чижиков Н.В., Юревич Е.В., Опарина О.Н., Агеев И.С. Интегральные показатели кишечного липополисахарида и антиэндотоксинового иммунитета у больных атеросклерозом нижних конечностей в сочетании с дисциркуляторной атеросклеротической энцефалопатией // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2009. № 2.
- Теория и организация адаптивной физической культуры /под ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт. 2005.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение. 1991.
- Каптелин А. Ф., Лебедева И. П. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. М.: Медицина. 1995.