Отказы системы электрооборудования автомобиля могут составлять до 70% от общего количества его отказов [1]. При этом диагностирование неисправностей электрооборудования и их устранение является зачастую достаточно сложной задачей. Особенно тяжело выявить неисправности электрооборудования армейских автомобилей в условиях интенсивных боевых действий, к эксплуатации в которых многие из них и предназначены. Причина этого – крайне ограниченное наличие диагностических средств непосредственно в действующих воинских подразделениях,
Система освещения автомобиля является одной из важнейших систем электрооборудования, так как именно она обеспечивает водителю необходимую информацию о дорожной обстановке в условиях ограниченной видимости. Характерным ее отличием является относительно большое количество монтажных проводов, составляющих электрическую цепь системы.
Анализ схемы системы освещения армейского автомобиля Урал-4320-31 позволяет сделать следующие выводы:
- схема состоит из общих и распределительных ветвей;
- при включении системы, как правило, включается несколько приемников;
- ток приемников контролируется указателем тока.
Как правило, построение оптимальных программ диагностирования электрооборудования автомобилей базируется на учете статистических данных надежности элементов системы и трудоемкости проверок.
Для реализации таких программ диагностирования необходимо располагать достаточными данными о вероятностях отказов тех или иных элементов системы. Таких систематизированных данных по системе освещения автомобиля Урал-4320-31 в полном объеме в открытых и доступных авторам источниках не имеется, поэтому рациональнее использовать следующую методику оптимизации поиска неисправностей:
- при отказе одного из приемников установить, какие приемники этой ветви работают, а какие нет;
- проанализировать принципиальную схему и пути тока к исправным и неисправным приемникам, затем локализовать неисправную ветвь (или ее часть);
- пользуясь методом средней точки с учетом продолжительности выполнения проверок, найти неисправный элемент.
Метод средней точки используется, когда возможных вариантов устранения неисправности достаточно много. Начинать применение этого метода следует с оценки наиболее и наименее вероятных вариантов способов её устранения. А затем целесообразно выбрать третий возможный вариант, оценка вероятности которого расположена в середине между значениями вероятности двух рассмотренных в начале анализа вариантов. Затем следует оценить четвертый возможный вариант, вероятность которого расположена посередине между значениями вероятностей первого и третьего вариантов и так далее до тех пор, пока не будут оценены все сравниваемые варианты устранения неисправности [1, 2].
Начинать устранение неисправности следует с проверки наиболее вероятного варианта причины ее возникновения, а далее продолжать поиск способа устранения неисправности с учетом оценки вероятности ее возникновения – от большего значения вероятности к меньшему. Для поиска неисправностей в системе освещения разрабатывают алгоритмы.
Рассмотрим применение метода средней точки с целью оптимизации поиска неисправностей в цепях выключателей и переключателей, например, при диагностировании цепи фонаря заднего хода. Диагностирование электрической цепи проведем с помощью простейшего устройства – контрольной лампы, которую легко изготовить даже в особых условиях.
Если лампа накаливания фонаря исправна, а плавкий предохранитель в его цепи не перегорел, то следует поступить следующим образом. Включить выключатель батарей. К проводу выключателя света заднего хода, подключенному к выводу «+» аккумуляторных батарей, то есть к проводу, который должен находиться под напряжением, подсоединить в соответствии с рисунком 1, а контрольную лампу.
Если лампа не горит, то неисправен участок цепи фонаря заднего хода от «+» батарей до соответствующего вывода выключателя заднего света ВК418А. Провода этого участка необходимо проверить на обрыв с помощью контрольной лампы.
Если лампа загорелась, то следует проводником (перемычкой) перемкнуть выводы выключателя в соответствии с рисунком 1, б. Если лампа фонаря заднего хода загорелась, то был неисправен выключатель света заднего хода.
а б
а – проверка с помощью контрольной лампы цепи фонаря заднего хода до выключателя заднего света; б – проверка исправности выключателя заднего света ВК418А; 1 – крышка коробки передач; 2 – выключатель света заднего хода; 3 – перемычка; HL1 – контрольная лампа
Рисунок 1 – Проверка исправности выключателя заднего света ВК418А
Если, после того перемкнули перемычкой выводы выключателя заднего света, лампа фонаря заднего хода не загорелась, то неисправен участок цепи фонаря заднего хода от самого фонаря до соответствующего вывода выключателя ВК418А. Провода этого участка необходимо проверить на обрыв с помощью контрольной лампы.
В принципе метод средней тоски целесообразно применять для определения исправности всех выключателей и переключателей системы освещения.
Рассмотрим еще один пример. Если свет головных фар автомобиля не переключается с ближнего на дальний (или с дальнего на ближний), то причиной этой неисправности, как правило, является попадание в ножной переключатель света пыли и грязи или чрезмерный износ механизма самого переключателя. При проверке цепи ножного переключателя также целесообразно применять метод средней точки. Сначала с помощью контрольной лампы, подключенной согласно рисунку 2, а, определяют, подходит ли ток от центрального переключателя к ножному.
а б
1 – вывод, подключенный к центральному переключателю света (при включенном центральном переключателе находится под напряжением); 2 – вывод ближнего света; 3 – вывод дальнего света; 4 – соединительные провода, подключенные к центральному переключателю света и фарам; 5 – перемычки
Рисунок 2 – Проверка ножного переключателя света фар
Если ток не подходит, то необходимо проверить цепь от центрального к ножному переключателю. Если эта цепь исправна, то проверяется сам ножной переключатель.
Проверка его исправности производится соединением между собой наконечников проводов с помощью перемычек (коротких проводов) в соответствии с рисунком 2, б. Перемычки следует подсоединить к выводам ножного переключателя при включенных фарах (включенном во второе фиксированное положение центральном переключателе).
Если при соединении наконечников проводов (выводов ножного переключателя) перемычками происходит включение ближнего и дальнего света фар, то переключатель считается неисправным и его следует заменить.
Если ножной переключатель исправен, то следует проверить цепи к соответствующему, дальнему или ближнему, свету головных фар.
Библиографический список
- Данов, Б. А. Электрооборудование автомобилей КамАЗ [Текст] / Б. А. Данов, В. Д. Рогачев – М. : Транспорт, 2000. – 126 с.
- В. Б. Ременников. Управленческие решения [Электронный ресурс]. – URL : http :// http://www.e-college.ru / xbooks / xbook167 / book / index / index. Html ?go=part-008*page.htm