Процесс решения задач является основополагающим в развитии как учебной, так и познавательной активности обучающихся. Учебная задача – это не только способ, при котором формируются знания умения и навыки обучающегося, но и способ при котором активизируется его мыслительная активность. Поэтому для того чтобы усилить роль учебной задачи необходимо сформулировать такие упражнения какие бы способствовали развитию мыслительной активности учащегося. Именно такими являются задачи, в которых данных либо не достает, либо они представлены с избытком.
Анализ имеющейся по этой проблеме психолого-педагогических и учебно-методических публикаций дает право сообщить вытекающие суждения о значении данных задач:
- формируют и внимательное отношение к решению задач, осмысленный, критический подход к решению;
- задачи такого рода позволяют учить способам разбора условия и распознавания важнейших свойств физических объектов и процессов, о которых в задачах идет речь;
- нестандартные задачи вызывают интерес обучающихся, а следовательно, способствуют тому, чтобы возбудить их усиленную мыслительную деятельность.
Перспективными нам представляются направление использования задач в которых данных либо не достает, либо они представлены с избытком при обучении физике в процессе формирования физических понятий.
Вводя новое понятие, полезно для его отработки в определенной последовательности предложить серию задач, среди которых будут и задачи такого рода. Задачи расположить так, чтобы при «продвижении» от одной к другой обратить внимание на важнейшие признаки этого понятия.
В качестве примера приводим задачи, посвященные архимедовой силе (ЗНИДУ отмечены звездочкой *, экспериментальные задачи — буквой «э», теоретические — «т»).
1 (т). Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на тело, помещенное в жидкость, при погружении его на разную глубину?
2 (т + э). Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся в жидкости, перевести из положения а в положение б ? Свой ответ подтвердите опытом.
3 (т). Металлическая пластинка опущена в воду. Действующая на нее выталкивающая сила равна 5 Н. На сколько сила, с которой вода давит на нижнюю поверхность, отличается от силы, действующей на верхнюю?
4 (*). В керосин опущены два шара — стеклянный и стальной На какой шар действует большая выталкивающая сила?
5 (*). Тело, погруженное в масло, вытеснило120 см3 его объема. Чему равна архимедова сила, действующая на него?
6 (э). В один сосуд налито масло, в другой — вода. Сосуды непрозрачны, заглянуть в них нельзя. Как, имея динамометр и небольшое тело, определить, в каком сосуде вода?
7 (*). Найдите архимедову силу, действующую на деревянное, стальное и свинцовое тела, помещенные в жидкости .
8 (*). Какая выталкивающая сила действует на алюминиевый шар объемом 2 см, помещенный в жидкость на глубину 20 см? Как изменится выталкивающая сила при погружении шара еще на 10 см?
9 (э). Предложите способ определения плотности жидкости.
Серию этих задач мы используем на начальном этапе формирования понятия «выталкивающая сила».
Задачи 1-4 помогают понять «природу», т.е. происхождение этой силы. Задачи 5, 6 помогают осознать зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, в которую тело опущено. При обсуждении условия задачи 7 важно констатировать невозможность дать определенный ответ на поставленный вопрос, так, как ничего не известно о плотности жидкостей, и не сказано ничего об объемах тел.
Аналогично нельзя дать определенный ответ на первый вопрос задачи №8; определенным будет лишь второй ответ (об изменении выталкивающей силы при погружении тела на глубину). Условие заключительной задачи требует уточнения (различны или одинаковы жидкости в случаях а) и б).
Таким образом, задачи в которых данных либо не достает либо они представлены с избытком способствуют развитию мыслительной активности учащегося.
Библиографический список
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
- Львовский В.А. Психологические требования к контролю и оценке знаний школьников // Проблема психодиагностики, обучения и развития школьников. Сб. научных трудов / Под ред.А.М. Матюшкина. – М., 1985.
- http://festival.1september.ru/articles/413042/
- http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/rabochaya-tetrad-po-teme-zakon-arhimeda