УДК 378

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Карасева Эльмира Миндыхатовна1, Рак Олеся Валерьевна2, Зибровская Татьяна Антоновна3, Шукманова Алия Саймановна4, Евстегнеева А.5, Макеева Н.6
1Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», заведующая кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, канд. педагогических наук,
2Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», старший преподаватель,
3Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», старший преподаватель,
4Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», преподаватель,
5Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», преподаватель
6Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», студентка

Аннотация
Решение задач служит простым, удобным и эффективным способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков школьников, позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение ранее изученного материала, расширение и углубление знаний, осуществлять действенную связь преподавания физики с обучением математике, химии, черчению и другим учебным предметам.

Ключевые слова: проверка знаний, решение задач, систематизации знаний


THEME: SOLVING THE SUMS AS AN EFFECTIVE WAY OF CHECKING AND SYSTEMATIZING KNOWLEDGE

Karaseva Elmira Mindikhayovna1, Rak Olesia Valerievna2, Zibrovskaja Tatiana Antonovna3, Schukmanova Alia Saimanovna4, Evstegneeva A.5, Makeeva N.6
1Kostanay branch of Chelyabinsk State University, the head of a chair of the social and humanitarian and natural-science disciplines, candidate of pedagogical sciences
2Kostanay branch of Chelyabinsk State University, senior lecturer
3Kostanay branch of Chelyabinsk State University, senior lecturer
4Kostanay branch of Chelyabinsk State University, tutor
5Kostanay branch of Chelyabinsk State University, tutor
6Kostanay branch of Chelyabinsk State University, student

Abstract
Solving the sums is used as a simple, convenient and effective way of checking and systematizing knowledge, skills and experience of pupils, that allows in a rational form to revise already taught material, enlarging and deepening knowledge, to carry out the connection of teaching physics with, teaching mathematics, chemistry, drafting and other school subjects.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева Э.М., Рак О.В., Зибровская Т.А., Шукманова А.С., Евстегнеева А., Макеева Н. Решение задач как эффективный способ проверки и систематизации знаний // Исследования в области естественных наук. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2013/12/6426 (дата обращения: 13.07.2023).

Процесс решения задач является основополагающим в развитии как учебной, так и познавательной активности обучающихся.  Учебная задача – это  не только способ, при котором формируются знания умения и навыки обучающегося, но и способ при котором активизируется его мыслительная активность. Поэтому для того чтобы усилить роль учебной задачи необходимо сформулировать такие упражнения какие бы способствовали развитию мыслительной активности учащегося. Именно такими являются задачи, в которых данных  либо не достает, либо они представлены с избытком.

Анализ имеющейся по этой проблеме психолого-педагогических и учебно-методических публикаций дает право  сообщить вытекающие суждения о значении данных задач:

- формируют и   внимательное  отношение к решению  задач, осмысленный, критический подход к  решению;

- задачи такого рода позволяют  учить способам разбора условия и распознавания важнейших свойств физических объектов и процессов, о которых в задачах идет речь;

- нестандартные задачи вызывают  интерес обучающихся, а следовательно, способствуют тому, чтобы возбудить их усиленную мыслительную деятельность.

Перспективными нам представляются направление использования задач в которых данных  либо не достает, либо они представлены с избытком при обучении физике в процессе формирования физических понятий.

Вводя новое понятие, полезно для его отработки в определенной последовательности предложить серию задач, среди которых будут и задачи такого рода. Задачи расположить так, чтобы при «продвижении» от одной к другой обратить внимание на важнейшие признаки этого понятия.

В качестве примера приводим задачи, посвященные архимедовой силе (ЗНИДУ отмечены звездочкой *, экспериментальные задачи — буквой «э», теоретические — «т»).

1 (т). Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на тело, помещенное в жидкость, при погружении его на разную глубину?

2 (т + э). Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся в жидкости, перевести из положения а в положение б ? Свой ответ подтвердите опытом.

3 (т). Металлическая пластинка опущена в воду. Действующая на нее выталкивающая сила равна 5 Н. На сколько сила, с которой вода давит на нижнюю поверхность, отличается от силы, действующей на верхнюю?

4 (*). В керосин опущены два шара — стеклянный и стальной  На какой шар  действует большая выталкивающая сила?

5 (*). Тело, погруженное в масло, вытеснило120 см3 его объема. Чему равна архимедова сила, действующая на него?

6 (э). В один сосуд налито масло, в другой — вода. Сосуды непрозрачны, заглянуть в них нельзя. Как, имея динамометр и небольшое тело, определить, в каком сосуде вода?

7 (*). Найдите архимедову силу, действующую на деревянное, стальное и свинцовое тела, помещенные в жидкости .

8 (*). Какая выталкивающая сила действует на алюминиевый шар объемом 2 см, помещенный в жидкость на глубину 20 см? Как изменится выталкивающая сила при погружении шара еще на 10 см?

9 (э). Предложите способ определения плотности жидкости.

Серию этих задач мы используем на начальном этапе формирования понятия «выталкивающая сила».

Задачи 1-4 помогают понять «природу», т.е. происхождение этой силы. Задачи 5, 6 помогают осознать зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, в которую тело опущено. При обсуждении условия задачи 7 важно констатировать невозможность дать определенный ответ на поставленный вопрос, так, как ничего не известно о плотности жидкостей, и не сказано ничего об объемах тел.

Аналогично нельзя дать определенный ответ на первый вопрос задачи №8; определенным будет лишь второй ответ (об изменении выталкивающей силы при погружении тела на глубину). Условие заключительной задачи требует уточнения (различны или одинаковы жидкости в случаях а) и б).

Таким образом, задачи в которых данных  либо не достает либо они представлены с избытком способствуют развитию мыслительной активности учащегося.


Библиографический список
  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
  2. Львовский В.А. Психологические требования к контролю и оценке знаний школьников // Проблема психодиагностики, обучения и развития школьников. Сб. научных трудов / Под ред.А.М. Матюшкина. – М., 1985.
  3. http://festival.1september.ru/articles/413042/
  4. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/rabochaya-tetrad-po-teme-zakon-arhimeda


Все статьи автора «Карасева Эльмира Миндыхатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: