УДК 616.33+616.342)-002.44-036-057:615.33.002.2

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Белоусова Ирина Борисовна1, Макаренко Вера Константиновна2
1Пензенский государственный университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»
2Пензенский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»

Аннотация
Данная статья посвящена анализу факторов риска гастроэнтерологических заболеваний у школьников. Показана высокая частота таких этиологических факторов как нерациональное питание, стрессы, школьные факторы риска. Для профилактики гастроэнтерологических заболеваний у школьников требуется проведение широкого круга оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: гастроэнтерологическая патология, нерегулярное питание, стрессы, факторы риска, школьники


THE FORMATION OF THE ETIOLOGICAL FACTORS OF GASTROENTEROLOGICAL PATHOLOGY AT SCHOOLCHILDREN

Belousova Irina Borisovna1, Makarenko Vera Konstantinovna2
1Penza State University, candidate of medical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport
2Penza State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport

Abstract
This article is devoted to the analysis of the risk factors of gastroenterological pathology at schoolchildren. The high frequency of such the etiological factors such as irrational nutrition, stresses, school risk factors is shown. For the prevention of the gastroenterological diseases at schoolchildren is required carrying out a wide range of recreational actions.

Keywords: factors of risk, gastroenterological pathology, irregular nutrition, schoolchildren, stresses


Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова И.Б., Макаренко В.К. Формирование этиологических факторов гастроэнтерологической патологии у школьников // Исследования в области естественных наук. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2015/01/8782 (дата обращения: 14.07.2023).

Контроль за состоянием здоровья школьников и мероприятия, направленные на его укрепление, являются одними из самых актуальных вопросов здравоохранения и образования. Наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается в возрасте от 7 до 18 лет в период обучения в школе. За последнее десятилетие частота хронической патологии среди детей всех возрастных групп увеличилась увеличилась на 22% [1, С.85]. Это связано с уязвимостью и зависимостью детей от условий и факторов внешнего мира. В структуре хронических болезней у школьников одно из ведущих мест занимают болезни органов пищеварения (22,7%) [2]. По оценкам специалистов последние три года в структуре общей заболеваемости детей в возрасте 0‒14 лет болезни органов пищеварения занимают пятое место, а в возрасте 15‒17 лет ‒ шестое место. Известны данные статистики, свидетельствующие о высокой распространенности этой патологии в Забайкальском крае, где за период 2006—2012 годов болезни органов пищеварительного тракта у детей занимали второе место во всей патологии [3]. Распространенность заболеваний органов пищеварения в Удмуртской Республике составляет 564,1±20,1 на 1000 детей, что более чем в 4 раза превышает цифры официальной статистики, и в структуре этой патологии у школьников преобладают заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки — 352,0±19,4 на 1000 (62,8% в структуре патологии) [4]. В проведенном обследовании школьников г. Иваново и Ивановской области в 2006-2007 годах в рамках программы «Здоровая школа» хронический гастрит был выявлен у каждого третьего подростка в возрасте от 10 до 17 лет (до 40% случаев), а кариес и дискинезии желчевыводящих путей были диагностированы более чем у половины детей. В ходе анализа медицинских карт 611 школьников 6 образовательных учреждений г. Калининграда и Калининградской области было обнаружено, что у 22 % детей и подростков имелись заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, гастродуоденит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки и т.п.) [5, С. 37‒43]. За годы обучения в школе в 3 раза увеличивается число школьников с заболеваниями органов пищеварения. Различными авторами показано, что гастродуоденальные заболевания у старших школьников занимают третье место по обращаемости в детские лечебные учреждения и третье место по длительности освобождений от занятий — свыше 30 дней [2].

В настоящее время хорошо изучены механизмы возникновения болезней органов пищеварения у детей, выявлена четкая связь их возникновения с целым рядом факторов риска, например, нерегулярным питанием, психоэмоциональными стрессами, гиподинамией, избыточной массой тела и ожирением, наследственной предрасположенностью и другими, которые, как правило, взаимосвязаны и при одновременном действии усиливают влияние друг друга. Большинство факторов риска являются не столько этиологическими, сколько потенциальными. Чаще их роль проявляется при наличии нескольких факторов, и чем больше факторов риска у человека, тем вероятнее развитие заболеваний органов пищеварения. На практике полностью исключить эти факторы невозможно, но можно уменьшить их количество или силу воздействия. Если вопросы диагностики и лечения гастроэнтерологической патологии у школьников освещены сравнительно полно, то проблема профилактики и раннего выявления наиболее распространенных факторов риска этих заболеваний требует значительно более пристального внимания.

Питание является одним из основных факторов, определяющих здоровье современного школьника. Правильно организованное и рациональное питание обеспечивает нормальный рост и гармоничное психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивая профилактику заболеваний, высокую работоспособность, повышая неспецифическую резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Нарушения режима и характера питания широко коррелируют с изменениями в слизистой оболочке желудка. К алиментарным погрешностям относят торопливую еду и еду всухомятку, большие интервалы между приемами пищи (более 5‒6 часов), еду в разное время, перенесение обеда, состоящего из трех блюд, с дневного на вечернее время, переедание, употребление жирной и острой пищи, прием пищи меньше, чем за два часа до сна. По результатам анкетирования, проведенного среди школьников г. Иваново и Ивановской области в рамках программы «Здоровая школа» в 2006‒2007 годах, было выявлено, что 40% опрошенных подростков допускают частые длительные перерывы в еде. Характерными для подростков были перекусы между приемами пищи, пристрастие к пище быстрого приготовления, позднего приема пищи, причем основного ее объема, и привычки лежать после еды. Опрос продемонстрировал достаточное распространение среди школьников практики ограничения в рационе питания с целью снижения веса. Так, диеты были характерны для трети девушек и 9% юношей [2].

Влияние алиментарных факторов может реализовываться через механическую травматизацию слизистой оболочки желудка грубой пищей, а также гиперсекрецию желудочного сока и ускорение моторики в ответ на прием пищи. Кроме того, злоупотребление острыми блюдами вызывает слущивание поверхностного эпителия слизистой оболочки желудка. Известно, что продукты питания являются основными источниками поступления в организм канцерогенов [6].

Многочисленные отечественные и зарубежные ученые придают психоэмоциональным перегрузкам важное значение в развитии и прогрессировании заболеваний органов пищеварения, для которых характерна социально-биологическая, психосоматическая обусловленноcть [7; 8, С. 14‒18]. Широко известно, что у школьников одним из наиболее сильных источников стресса являются так называемые школьные факторы риска, на которые приходится от 20 до 40% воздействия всех отрицательных факторов, негативно сказывающихся на росте, развитии и здоровье школьников. Удельный вес негативных факторов внутришкольной среды составляет в начальной школе 12,5%, а к окончанию школы их доля возрастает до 21% [9]. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предшествующим опытом, и требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических сил: изменения режима дня и характера питания; необходимости установления новых социальных связей; резкого сокращения объема двигательной активности; социальной депривации, перегрузок, связанных с избыточностью содержания школьной программы, и др. [10; 11, С. 5; 12].

Анализ литературы позволил выделить ключевые факторы риска образовательной среды на макросоциальном уровне, детерминирующие нарушения психосоматического здоровья современных детей и подростков [4]: сложные механизмы приема детей на новую ступень образования (1, 5 и 10 классы); соотношение общего количества детей и специалистов школы; наличие внутришкольных рейтингов; разнообразие программ обучения; диапазон воспитательных мероприятий; механизмы внутришкольной коммуникации ‒ школьные средства массовой информации (СМИ): радио, газеты; публичные выступления; взаимоотношения со сверстниками и педагогами; наличие внутришкольных рейтингов; интенсификация учебного процесса; ограничение времени деятельности; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности и, как следствие этого, утомление и переутомление, нарушение режима дня, сокращение сна и отдыха. Воздействие школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно и практически постоянно в течение 10‒11 лет, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие достаточно велико. Последние годы на фоне широкого внедрения информационных, вычислительных и коммуникационных электронных средств все чаще появляется своеобразный вид стресса ‒ информационный. Информационный стресс может появляться у лиц, проводящих длительное время у компьютеров и постоянно получающих обильную информацию через Интернет.

Стрессовые ситуации могут выступать в качестве агрессивного фактора, а при чрезмерном и длительном воздействии могут оказаться ведущим звеном патогенеза желудочно-кишечных заболеваний. Разные люди могут испытывать один и тот же стресс, но генетически заложенные индивидуальные особенности человека и возможности реактивности организма способствуют развитию при этом различных соматических заболеваний. Желудок называют “главным громоотводом цереброваскулярной проекции” и “органом выражения”. Согласно современным представлениям, в ответе париетальных клеток желудка на стрессовые воздействия участвует ядро LC (Locus coeruleus) центральной нервной системы. Связующим звеном между стрессом и психосоматическим расстройством может быть гормональная или вегетативная нервная система. Стресс проявляется физиологически устойчивой вагусной гиперреактивностью, которая приводит к гиперсекреции желудочного сока, что обусловливает развитие воспаления и язвы. Известно, что стрессорные воздействия, подавляя иммунную систему, вызывают снижение пролиферации эпителия слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. Даже незначительное снижение регенераторной активности при наличии других предрасполагающих факторов приводит к нарушению баланса между факторами агрессии и защиты органов пищеварения [13, С. 15-17; 14, С.38].

Таким образом, гастроэнтерологическая патология у школьников может формироваться под влиянием многих этиологических факторов и предикторов патологии ‒биологических, психологических, социальных, играющих важную роль в патогенезе. К наиболее распространенным факторам риска у детей школьного возраста относятся нерациональное питание, нервно-эмоциональные стрессы, школьные факторы риска. Школьники нуждаются в проведении широкого круга оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику гастроэнтерологических заболеваний путем повышения резистентности организма, нормализации образа жизни, режима и характера питания, а также снижения неблагоприятного влияния школьносредовых факторов и оптимизиции условий обучения.


Библиографический список
  1. Резолюция Х Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» // Вопросы современной педиатрии. ‒ 2006. ‒ Т.5. ‒ № 2.
  2. «Здоровая школа» – сильная страна! // «О внедрении системы оплаты медицинской помощи, оказываемой женщинам и детям, по конечному результату»: материалы круглого стола I Всероссийского съезда работников муниципального здравоохранения. ‒ 2007. ‒ [Электронный ресурс] URL: http://www.medlinks.ru/article.php?sid=30513
  3. Щербак В.А. Организация лечебно-профилактической помощи детям с болезнями органов пищеварения в Забайкальском крае // Российский вестник перинатологии и педиатрии. ‒ 2014. ‒ №3.
  4. Ямолдинов Р.Н., Вихарева Е.Г. Немедикаментозные методы терапии заболеваний верхних отделов пищеварительного тракта у детей //Практическая медицина. ‒ 2010. ‒ №06 (10).
  5. Лифинцева А.А., Рягузова А.В. Экспериментальное исследование влияния макросоциальных факторов образовательной среды на психосоматические нарушения детей и подростков // Перспективы науки. ‒ 2013. ‒ № 8(47).
  6. Василенко В.Х., Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Язвенная болезнь. Современные представления о патогенезе, диагностике, лечении. ‒ М., 1987. ‒ 288 с.
  7. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. ‒ СПб: Речь, 2002. ‒ 560 с.
  8. Билецкая М.П. Системный семейный подход к изучению психосоматических расстройств у детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, бронхиальной астмой и семейная психотерапия // Неврологический вестник. ‒ 2011. ‒ Т. XLIII, вып. 1.
  9. Филиппов В.М. Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения // «Современная школа и здоровье детей»: материалы круглого стола — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  10. «Создание здоровьесберегающей образовательной среды как фактор повышения качества образования» на 2008-2012 годы: подпрограмма муниципального общеобразовательного учреждения гимназия №44 г. Иванова. ‒ [Электронный ресурс] URL: http://www.ivedu.ru/uploaded/file/prikaz/Razvitie/mou_gimnazija_44_programma_razvitija.pdf
  11. Дмитриев А. Доскрипим до понедельника // Новые известия. ‒ 2009. ‒ №024.
  12. Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе: учебно-методическое пособие. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 84 с.
  13. Белоусова И.Б. Особенности клинического течения язвенной болезни у лиц, занятых в производстве антибиотиков: дис. … канд. мед. наук. ‒ Москва, 1999.
  14. Белоусова И.Б. Лица, занятые в производстве антибиотиков, могут быть отнесены в группу риска развития язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки // Современнные научные исследования и инновации. – 2014. ‒ №1 [Электронный ресурс] URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30738.


Все статьи автора «Белоусова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: