УДК 612.650

МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА

Анисимова Надежда Викторовна1, Опарина Ольга Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», кандидат биологических наук
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор биологических наук

Аннотация
Мониторинг должен включать комплекс разнообразных информативных широкомасштабных методов тестирования с предоставлением количественно-качественной оценки уровня физического развития, физической подготовленности, работоспособности, общего самочувствия и здоровья учащихся. Это позволит проводить комплексную оценку организации работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья всех членов образовательного процесса. В статье рассмотрена функциональная подготовленность учащихся-лицеистов как составная часть физического здоровья.

Ключевые слова: мониторинг, физическая подготовленность, физическое развитие


MONITORING OF FUNCTIONAL READINESS OF STUDENTS OF LYCEUM-BOARDING SCHOOL

Anisimova Nadezhda Viktorovna1, Oparina Olga Nikolaevna2
1Penza State University, Cand. Sc. (Biology)
2Penza State University, D.Sc. (Biology)

Abstract
Monitoring should include a variety of different informative large-scale testing methods providing quantitative and qualitative assessment of the level of physical development, physical preparedness, health and general well-being and health of students. This will allow a comprehensive assessment of the organization of work of educational institutions for the preservation and strengthening of health of all members of the educational process. The article presents the functional readiness of students-high school students as an integral part of physical health.

Keywords: physical development, physical preparedness


Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимова Н.В., Опарина О.Н. Мониторинг функциональной подготовленности учащихся лицея-интерната // Исследования в области естественных наук. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2015/01/8786 (дата обращения: 30.04.2017).

Многочисленными исследованиями доказано, что для успешного обучения в школе учащимся необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но, прежде всего, физическая [1, С.26-29].  Одним из показателей хорошей физической подготовки, в свою очередь, является высокая умственная работоспособность учащихся на уроке. На занятиях она проявляется хорошим усвоением программы за счет активности, концентрации внимания, памяти, активизации мыслительной деятельности, скорости речи, желания самостоятельно работать. Высокое качество образования  связывают с воспитанием, понятием «качества жизни», исследованием таких параметров как здоровье, социальное благополучие, самореализация, защищенность. К понятию физического здоровья относят показатели физического развития, функциональной и физической подготовленности учащихся. В статье рассмотрена функциональная подготовленность учащихся-лицеистов как составная часть физического здоровья.

Цель работы − провести мониторинг функциональной подготовленности школьников, обучающихся на базе одного из лицеев-интернатов г. Пензы.

Методы исследования:

Обследовано 58 учащихся старших классов лицея-интерната г. Пензы. Для оценки индивидуального физического развития  исследовали антропометрические и функциональные показатели учащихся разных половозрастных  групп. Мониторинг физического развития осуществляли при помощи компьютерной программы, в базу данных которой были внесены сведения, касающиеся количества полных лет учащегося, пола, роста в положении стоя и сидя, вес тела, показатели частоты сердечных сокращений  (ЧСС), артериального давления (АД сист., АД диаст.),  жизненной емкости легких  (ЖЕЛ). В работе определяли индексы Кетле 2, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой,  Руфье,  адаптационный потенциал Баевского по общепринятым  методикам [2]. Статистическую обработку данных проводили с использованием программы MS Excel (Ver.5.0.) при уровне значимости р£0,05;

Ниже представлены таблицы, содержащие сводные данные используемых расчетных индексов с интерпретацией полученных результатов.

Таблица 1. Сводные данные индекса Кетле 2, характеризующие физическое развитие старшеклассников обоего пола лицея-интерната г. Пензы

Значение индекса  Кетле  2

(физическое развитие)

Количество учащихся

9 класс

(n=14)

10 класс

(n=23)

11 класс

(n=21)

абс.

число

%

абс. число

%

абс. число

%

2 балла – дефицит массы

6

42,8

9

39,1

5

23,8

4 балла – гармоничное (-)

2

14,2

2

10

1

6,0

5 баллов – гармоничное

3

21,4

10

40,7

10

48,5

3 балла – гармоничное (+)

1

7,1

2

10

3

12,2

1 балл – тучное

2

14,2

-

-

2

9,5

Из данных таблицы 1 видно, что число подростков 14-летнего возраста с нормальным, гармоничным телосложением  составило 42,7%, у 14,2% исследуемых лицеистов наблюдали превышение массы тела, у 42,8 % − дефицит массы. Среди подростков 15-16-летнего возраста лиц с ожирением не выявлено. В то же время, установлена группа учащихся с явным дефицитом массы тела − 39,1 %. Большинство десятиклассников имеют гармоничное телосложение – 60,7%. Что касается параметров физического развития учащихся 11 класса лицея-интерната, можно констатировать, что и среди них есть лица  с дефицитом массы тела (23,8%). Тучное телосложение характерно всего лишь для 9,52% выпускников. Большинство молодых людей (66,74%) имеют гармоничное телосложение.

Индекс Робинсона характеризует состояние сердечнососудистой системы (ССС), а также степень напряженности нервной системы. ЧСС в покое является индикатором общего состояния организма и его потенциальной работоспособности (табл. 2).

Таблица 2. Сводные данные индекса Робинсона старшеклассников обоего пола лицея-интерната г. Пензы

Значение индекса  Робинсона

(уровень)

Количество учащихся

9 класс

(n=14)

10 класс

 (n=23)

11 класс

(n=21)

абс.

число

%

абс. число

%

абс. число

%

5 баллов – высокий

3

21,4

3

13,0

4

19,0

4 балла – выше среднего

3

21,4

4

17,4

3

14,3

3 балла – средний

6

42,8

11

47,8

10

47,6

2 балла – ниже среднего

1

7,1

4

17,4

3

14,3

1 балл – низкий

1

7,1

1

4,4

1

4,8

Полученные данные свидетельствуют: число подростков 14-летнего возраста со средним уровнем значений индекса Робинсона составило  42,8%, для данной категории обследованных характерно нормальное функциональное состояние регуляции деятельности ССС. У 14,2% подростков отмечается низкий и ниже среднего уровень данного показателя, что позволяет говорить о значительных нарушениях в деятельности ССС. Чем выше  показатели индекса Робинсона, тем больше функциональная способность сердечной мышцы, выполняющей роль насоса по перекачке крови. У учащихся 10-х классов средний уровень индекса Робинсона отмечен у 47,8% учащихся, что свидетельствует о нормальной регуляции деятельности ССС. Низкий и ниже среднего уровень данного показателя выявлен у 21,8%.  У учащихся 11 класса средний уровень значений индекс Робинсона имеет 47,6%, что свидетельствует о гармоничном функциональном состоянии регуляции деятельности ССС. Низкий и ниже среднего уровень данного показателя выявлен у 19,1%.

Индекс Скибинского характеризует функциональные возможности дыхательной системы, органов кровообращения, устойчивость к гипоксии, а также волевые качества испытуемого (табл. 3).

Таблица 3. Сводные данные индекса Скибинского старшеклассников обоего пола лицея-интерната г. Пензы

Значение индекса  Скибинского

(усл. ед.)

Количество учащихся

9 класс

(n=14)

10 класс

 (n=23)

11 класс

(n=21)

абс.

число

%

абс. число

%

абс. число

%

1 балл – низкий уровень

1

7,1

1

4,4

-

-

2 балла – ниже среднего

1

7,1

1

4,4

1

4,8

3 балла – средний

5

35,7

15

65,2

8

38,1

4 балла – выше среднего

6

42,8

3

13,0

4

19,0

5 баллов – высокий

1

7,1

3

13,0

8

38,1

Исследования показывают: в 9 классе у 42,8% учащихся  показатель возможностей дыхательной системы и органов кровообращения  выше среднего уровня. Низкий и высокий уровень наблюдаются лишь у 7,1% учащихся.  По всей видимости, состояние кардио-респираторной системы в этом возрасте отличается повышенной устойчивостью к гипоксии. У большинства обследованных 10-классников (65,2%) значения индекса Скибинского соответствуют показателям среднего нормативного уровня. 13,0% учащихся имеют высокий уровень данного показателя,  13,0% –  уровень выше среднего.   38,1% обследованных 11-классников имеет  средние показатели индекса Скибинского; 38,1% – высокий уровень;  4,8% − ниже среднего. Можно предположить, что у школьников 16-18-летнего возраста состояние кардио-респираторной системы отличается повышенной устойчивостью к гипоксии.

Индекс Шаповаловой характеризует развитие силы, быстроты и выносливости мышц спины и брюшного пресса учащегося (табл.4).

Таблица 4. Сводные данные индекса Шаповаловой старшеклассников обоего пола лицея-интерната г. Пензы

Значение индекса  Шаповаловой

(усл. ед.)

Количество учащихся

9 класс

(n=14)

10 класс

 (n=23)

11 класс

(n=21)

абс.

число

%

абс. число

%

абс. число

%

1 балл – низкий уровень

4

28,6

6

26,0

6

28,5

2 балла – ниже среднего

4

28,6

6

26,0

3

14,3

3 балла – средний

4

28,6

9

39,2

8

38,2

4 балла – выше среднего

1

7,1

1

4,4

2

9,5

5 баллов – высокий

1

7,1

1

4,4

2

9,5

В 9 классе у лиц обоего пола наблюдается сниженный потенциал силы, быстроты и выносливости мышц спины и брюшного пресса практически у 57% испытуемых.  Средней уровень развития этих качеств также не высок – 28,5% . Относительно высокие значения имеют лишь 14,2 % учащихся. Среди 10-классников средний уровень индекса Шаповаловой  имеют 39,2% учащихся. Высокий и выше среднего уровни индекса Шаповаловой наблюдались у 4,4% исследуемых соответственно. У школьников 16-18‒летнего возраста, показатели индекса Шаповаловой среднего уровня выявлены у  38,2%. Высокие и выше средних показатели данного индекса характерны 9,5% обследуемых соответственно. Низкий уровень развития выявлен  у 28,5% школьников. В данном классе преобладают средние значения нормального развития силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также общей  физической работоспособности.

Индекс Руфье характеризует выраженность реакции сердечнососудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

Таблица 5. Сводные данные индекса Руфье старшеклассников обоего пола лицея-интерната г. Пензы

Значение индекса  Руфье

(усл. ед.)

Количество учащихся

9 класс

(n=14)

10 класс

 (n=23)

11 класс

(n=21)

абс.

число

%

абс. число

%

абс. число

%

1 балл – низкий уровень

-

-

6

26,0

-

-

2 балла – ниже среднего

7

50,0

6

26,0

16

72,6

3 балла – средний

4

28,5

4

17,4

1

4,8

4 балла – выше среднего

3

21,5

5

21,7

3

14,2

5 баллов - высокий

-

-

1

4,4

1

4,8

Анализируя результаты индекса Руфье, заключаем: 50,0 % обследуемых 9-классников имеют оптимальный уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы, тогда как низкие оценки индекса выявлены у второй половины учащихся, что свидетельствует о недостаточном уровне адаптационных резервов такой важнейшей системы жизнеобеспечения, как ССС. Полученные данные свидетельствуют о том, что учащиеся, дополнительно занимающиеся физическими упражнениями, имеют  более высокий уровень адаптационных резервов. Тренировочный процесс повышает функциональные возможности жизненно важных систем и органов, способствуя оптимальной адаптационной реакции организма не только на физические, но и психо-эмоциональные нагрузки. Результаты оценки индекса Руфье 10-классников показали, что среди обследуемых 5 человек (21,7%) имеют  оценку выше среднего уровня, еще 4 человека −  средний уровень (17,4%), что свидетельствует об оптимальной реакции  ССС на стандартную физическую нагрузку. У 11-классников выраженность реакции сердечнососудистой системы на стандартную физическую нагрузку ниже средней у 76,2% учащихся; только у 4,8% этот показатель высокий, что свидетельствует о негативном уровне адаптационных резервов  кардио-респираторной системы учащихся.

Адаптационный потенциал  Баевского [3] служит своеобразным индикатором состояния всего организма (табл. 6).

Таблица 6. Сводные данные адаптационного потенциала Баевского старшеклассников обоего пола лицея-интерната г. Пензы

Адаптационный потенциал по Баевскому

(усл. ед.)

Количество учащихся

9 класс

(n=14)

10 класс

 (n=23)

11 класс

(n=21)

абс.

число

%

абс. число

%

абс. число

%

1 балл – срыв процесса адаптации

-

-

-

-

-

-

2 балла – неудовлетворительная адаптация

-

-

-

-

-

-

3 балла – напряжение механизмов адаптации

3

21,5

8,7

6

28,6

4 балла – нормальная адаптация

-

-

-

-

4

19,0

5 баллов – хороший уровень адаптации

11

78,5

82,6

11

52,4

Исходя из данных, представленных в таблице 6  видно, что 78,5% подростков 14-летнего возраста имеют хороший уровень адаптации. Напряжение механизмов адаптации наблюдается лишь у 21,4% обследуемых. Чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значения индекса функциональных изменений. Динамика  адаптационного потенциала свидетельствует о благоприятных условиях функционирования систем жизнеобеспечения учащихся. 82,6% учеников 10 класса имеют хороший уровень адаптации; напряжение механизмов адаптации наблюдается лишь у 8,7% обследуемых.  52,4% учеников 11 класса имеют хороший уровень адаптации, у 19,0% он характеризуется как нормальный – они успешно справляются с учебной и физической нагрузкой; У 28,6% выявлено напряжение механизмов адаптации, в связи с чем необходимо срочно разрабатывать индивидуальные программы коррекции, так как адаптационный потенциал показывает низкие условия функционирования систем жизнеобеспечения учащихся.

Таким образом, усвоение знаний требует от учащихся хорошей физической подготовленности. Дети с разным состоянием здоровья могут отличаться друг от друга календарным и биологическим возрастом, типом ВНД, особенностями характера, телосложения и  подвижностью. Однако у каждого из них следует  воспитывать желание проявлять активность во всех видах учебной и внеучебной деятельности, формировать интерес к занятиям физической культурой и спортом.


Библиографический список
  1. Мустафьев В. Л. Оценка физической подготовленности школьников // Физическая культура в школе.  2003. №2.
  2. Макарова Г.А. Спортивная медицина.  М.: Советский спорт, 2003. 480 с.
  3. Баевский P.M., Берсенева А.П., Максимов А.Л. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения.  Л.  1980. 225 с.

 



Все статьи автора «Опарина Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: