УДК 612.655

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Михайлова Светлана Владимировна1, Норкина Екатерина2, Тремаскина Юля3, Глаголева Кристина4
1Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, преподаватель кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
2Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 1 курса
3Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 1 курса
4Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 1 курса

Аннотация
В работе представлены результаты исследований функциональных резервов студенческой молодежи в современных условиях модернизации системы высшего образования. По результатам трех проб у большинства студентов определены отличные и хорошие показатели функциональных возможностей.

Ключевые слова: показатели, проба Генчи, проба с приседаниями, проба Штанге, студенты, функциональная реактивность, функциональные резервы


EVALUATION OF THE FUNCTIONAL POSSIBILITIES OF STUDENTS

Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Norkina Catherine2, Tremaskina Yulia3, Glagoleva Christina4
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, teacher of chair of medical preparation and health and safety-sti ability to live
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 1st year student
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 1st year student
4Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 1st year student

Abstract
The paper presents the results of studies of functional reserves of students in the modern conditions of modernization of higher education. The results of three samples from the majority of students identified good performance and excellent functionality.

Keywords: functional reactivity, functional reserves, Genchi sample, indicators, sample squats, sample Stange, students


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Оценка функциональных возможностей студентов // Исследования в области естественных наук. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2014/04/6766 (дата обращения: 23.07.2023).

Актуальность исследования. В инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утвер­жденной приказом Минздрава РФ от 30.12.2003 № 621, определены четыре базовых критерия состояния здоровья:

•  наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологиче­ского процесса);

•  уровень функционального состояния основных систем организма;

•  степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздей­ствиям;

• уровень достигнутого развития и степень его гармоничности [1].

Здоровье человека тесно связано с функциональным состоянием организма -  составной частью физического развития. Функциональное состояние организма человека определяется наличием резервов его основных систем. Увеличение резервных возможностей организма основывается на согласованности отдельных механизмов деятельности органов и систем в интересах целостного организма, а мобилизация физиологических резервов является реакцией высокой биологической значимости. В свою очередь, резервные возможности и степень их компенсированности зависят от состояния механизмов регуляции и их совершенства [2,3].

Функциональные резервы организма детей и подростков, как считают Чекалова Н.Г., Матвеева Н.А., Кузмичев Ю.Г. и др. (2010),  представляют совокупность характеристик физиологических функций, характеризующих процессы созревания, определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности и состояние работоспо­собности. Если функциональные резервы рассматривать преимущественно с позиций взаимосвязи с работоспособностью, то их можно определить как со­вокупность характеристик тех функций и качеств организма, которые несут наибольшую нагрузку в обеспечении жизнедеятельности и дееспособности ребенка. Следовательно, функциональные резервы организма представляют физическое здоровье индивида, которое определяют по данным изучения реактивности той или иной системы организма с помощью различных нагрузок – функциональных проб [4].

Одним из главных этапов в оценке здоровья является изучение динамических изменений уровня функциональных резервов организма. Исследование уровня функциональных резервов включающее, глав­ным образом, реакции организма на дозированные физические нагрузки, по­зволило выявить динамически функционирующий процесс, характеризую­щийся количественными оценками: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно [1,5].

Целью проведенного исследования стала оценка уровня функциональных резервов студенческой молодежи по показателям функционального тестирования.

Материалы и методы. Исследование проведено в процессе выполнения заданий «Паспорта здоровья студента» в рамках научно-исследовательской работы студентов. Всего было обследовано  410 студентов (67 юношей и 343 девушки) 17-20 лет 1-2 курса  Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского в течение 2013/14 уч.года.  Для оценки функционального состояния организма  использовались результаты проб Штанге, Генчи и пробы с приседанием.

Техника выполнения проба Штанге: в положе­нии сидя делаются глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывается рот и одновременно необходимо зажать пальцами нос, задер­жать дыхание (секундомер включается в конце вдоха).   Здоровые люди, не занимающиеся спортом, способны за­держивать дыхание на 40-55 секунд, люди, занимающи­еся спортом – на 60-90 секунд и долее. Чем лучше подго­товлен человек, тем дольше он может задерживать дыха­ние. При утомлении, перетренировке время задержки дыхания снижается.

Техника выполнения проба Генчи заключается в задержке дыхания после выдоха. Если она проводится вслед за пробой Штанге или другой подобной пробой, то необходим отдых 5-7 минут. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 25-30 секунд, хорошо подготовленные – на 40-60 секунд и более.

Показателем, отражающим функциональное состо­яние сердечно-сосудистой системы, является ча­стота сердечных сокращений (ЧСС). Проба с приседанием служит для характеристики функциональной полноценности сердечнососудистой системы. Выполняется 20 приседаний в течение 30 сек в среднем темпе. Пульс определяют До и После приседаний. Увеличение пульса не более чем на 35% – отлично, 36-55% – хорошо; 56-75% – удовлетворительно; более 75% – плохо [1,6].

Результаты исследования.

Для суждения о кислородном обеспечении организма у студентов проведены функциональные пробы на задержку дыхания – функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) и после выдоха (проба Генчи).  Результаты функционального тестирования представлены в табл.1, из которой видно, что показатели  пробы  Штанге у юношей статистически достоверно выше во всех возрастных группах, чем у девушек (р<0,05).  Наибольшие различия по показателям пробы Штанге выявлены среди студентов  20-ти  лет с разницей  20,3 сек. По пробе Генчи различия достоверны только в 18 лет, где они равны – 3,3 сек (р<0,05). Отмечено, что с возрастом происходит  увеличение значений показателей проб, что свидетельствует о возрастании функциональных возможностей респираторной системы в процессе индивидуального развития современных студентов. Показатели пробы Штанге на возрастном этапе с 17 до 20 лет у юношей возрастают на 15,5 сек, а у девушек только на 3,3 сек. По пробе Генчи прирост результатов определен у юношей  на 11,5 сек, у девушек – 10,2 сек.

Таблица 1. Показатели проб Штанге и Генчи у студентов АФ ННГУ

Проба

Воз-

раст,

годы

Юноши

Девушки

М±s

М±s

Проба Штанге, сек

17

53,2±6,11

45,1±8,19*

18

52,5±8,12

43,2±7,38*

19

60,1±7,58

44,9±8,18*

20

68,7±8,52

48,4±7,59*

Пробе Генчи, сек

17

29,0±9,13

27,5±10,42

18

30,8±10,41

27,5±9,49*

19

31,3±9,83

30,2±9,18

20

40,5±12,97

37,7±9,98

* – различия между юношами и девушками достоверны  для  р<0,05.

В ходе исследования провели сравнительный анализ результатов проб Штанге и Генчи у студентов 18 лет с различным социальным статусом, т.е. с учетом различных социально обусловленных факторов (место проживания, характер питания, наличие вредных привычек, семейное положение). Результаты сравнительного анализа, представленные в табл.2, свидетельствуют о негативном влиянии курения на функциональные возможности дыхательной системы. Показатели двух проб у курящих юношей и девушек ниже, чем у некурящих. Особенно значимо различия выражены у юношей: по пробе Штанге они равны 16,8 сек, а по пробе Генчи – 2,8 сек.

Таблица 2. Показатели проб Штанге и Генчи с учетом различных социальных факторов, М±s

Фактор

Юноши

Девушки

Проба Штанге

Пробе

Генчи

Проба Штанге

Пробе Генчи

Курящие студенты

50,9±7,86

29,9±9,38

42,4±8,23

27,4±9,53

Не курящие студенты

67,7±8,65

32,7±8,15

43,7±8,37

28,1±8,31

Студенты из полной семьи

52,4±10,71

30,8±7,90

43,8±7,91

27,4±9,69

Студенты из неполной семьи

52,5±9,93

31,0±8,67

43,4±7,11

28,2±9,69

Студенты, соблюдающие рациональное питание

49,6±7,81

35,5±7,36

42,0±8,11

27,7±8,65

Студенты с нерациональным питанием

56,6±7,58

28,4±8,63

44,3±9,02

27,3±9,89

Студенты из сельской местности

55,6±9,31

31,5±8,74

45,4±6,37

29,4±7,19

Студенты, проживающие в городе

49,8±8,91

30,3±6,41

41,9±5,66

25,9±7,54

У студентов из полной и неполной семьи результаты показателей практически равнозначные, т.е. нами не выявлено существенного влияния состава семьи на уровень функциональных возможностей.

Показатели двух проб у студентов, которые соблюдают принципы рационального питания выше, чем у тех, кто их не соблюдает, кроме результатов пробы Штанге: у неправильно питающихся юношей показатель, характеризующий задержку дыхания на вдохе, оказался выше на 7 сек.

Результаты показателей пробы Штанге у юношей из сельской местности выше на 5,8 сек, чем у юношей, проживающих в городе. У сельских девушек, в отличие от городских, на 3,5 сек выше показатели двух дыхательных проб.

Для характеристики функциональной полноценности сердечнососудистой системы провели ее тестирование с применением пробы с приседанием. По полученным значениям ЧСС до и после приседаний рассчитали процент его прироста, который характеризует качество функциональной реактивности организма.

Результаты функциональной реактивности у студентов, представленные в табл.3 свидетельствуют о снижении средних значений процента прироста ЧСС с возрастом. У юношей отмечено снижение на 4,3 сек, а у девушек на 3,5 сек. Выявленные возрастные изменения характеризуют усиление функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов в процессе роста и развития.

Таблица 3. Показатели функциональной реактивности у студентов АФ ННГУ (процент прироста ЧСС после приседаний)

Возраст,

годы

Юноши

Девушки

min-max

М±s

min-max

М±s

17

17,0-112,2

54,1±6,84

22,9-129,3

61,1±5,31*

18

11,4-118,3

52,5±7,04

24,8-126,7

58,2±9,98*

19

15,5-104,6

51,9±7,58

23,3-119,3

56,4±8,54*

20

18,7-98,8

49,8±8,52

24,6-125,4

57,6±9,45*

* – различия между юношами и девушками достоверны  для  р<0,05.

Наибольший диапазон между минимальным и максимальным приростом ЧСС определен у юношей в 18 лет  (11,4-118,3%), а у девушек в 17 лет (22,9-129,3%) . Во всех возрастных группах показатели у юношей ниже, чем у девушек (р<0,05) . Наибольшие различия определены в 20 лет – 7.8%.

Полученные результаты пробы с приседанием оценили по пятибалльной шкале и распределили по количеству и качеству оценок (рис.1)

Рис.1. Оценки функциональной реактивности у студентов АФ ННГУ, %

Как среди девушек, так и среди юношей преобладают оценки «хорошо» (49,9% и 34,1% соответственно). На втором месте идут оценки «отлично»:  у юношей – 31,5%, у девушек – 24,4%. Удовлетворительных оценок у юношей больше на 13,7%, а у девушек на 5% больше неудовлетворительных оценок

Заключение.

Таким образом, в ходе проведенного функционального тестирования у юношей определены более высокие показатели функциональных возможностей по результатам трех проб, чем у девушек. Определили, что с возрастом (17-20 лет) происходит возрастание функциональных возможностей у юношей и девушек. Более половины студентов (65,6% юношей и 74,3% девушек) показали хорошие и отличные результаты функциональной реактивности в ответ на нагрузочный тест с приседанием.

В целом, результаты трех проб свидетельствуют о хороших функциональных возможностях современных студентов Арзамасского филиала ННГУ.


Библиографический список
  1. Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – URL:  http://www.health-control.ru. Дата обращения: 22.04.2014.
  2. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию /Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  3. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Аспекты морфофункциональной адаптации учащихся коррекционной школы // Мир науки, культуры, образования: Международный научный журнал. – 2012. – № 2 [33]. – С.514-216.
  4. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г. Чекалова [и др.]. -  Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 164 с.
  5. Михайлова С.В., Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Троицкая И.Ю., Маслова В.Ю. Изучение морфофункционального статуса студентов, занимающихся в различных физкультурных группах, методом индексов // Электронный научный журнал «Медицинский университет» / [Электронный ресурс]. – 2013. – Вып. 4(15) Октябрь-Декабрь. С. 3-9.
  6. Паспорт здоровья студента: методические рекомендации. – Арзамасский филиал ННГУ, 2014. – 12 с.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: