УДК 612.655

ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Калюжный Евгений Александрович1, Кузмичев Юрий Георгиевич2, Михайлова Светлана Владимировна3, Жулин Николай Васильевич4
1Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
2Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности,
3Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, преподаватель кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
4Центр здоровья для детей г.Арзамас, врач-педиатр

Аннотация
По результатам профилактических медицинских осмотров в 2011/12 гг. изучили динамику и особенности биологического созревания 2767 сельских школьников Нижегородской области. Установили, что за последние 45 лет уровень биологического созревания статистически значимо вырос и приближается к нормам возрастных показателей городских школьников на начало 21 века, отличается вариабельностью возрастной структуры стадий вторичных половых признаков. Разработаны и представлены современные стандарты определения биологического возраста.

Ключевые слова: биологический возраст, выраженность вторичных половых признаков, зубной возраст, половая формула., половое созревание, сельские школьники, число постоянных зубов


STUDY OF THE BIOLOGICAL AGE OF RURAL STUDENTS OF NIZHNY NOVGOROD REGION

Kalyuzhny Evgenie Aleksandrovich1, Kuzmichev Jury Georgievich2, Mikhailova Svetlana Vladimirovna3, Zhulin Nikolay Vasilevich4
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., senior lecturer, Managing chair of medical preparation and safely-sti ability to live
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Professor, Doctor of Medical Sciences, chair of medical preparation and safely-sti ability to livec
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Teacher of chair of medical preparation and health and safety-sti ability to live
4Centre for Children Arzamas, Pediatrician Health

Abstract
As a result of preventive medical examinations in 2011/12 he studied the dynamics and characteristics of biological maturation in 2767 rural students Nizhny Novgorod region. Found that over the past 45 years, the level of biological maturation was significantly increased and approaches the performance standards of the age of urban schoolchildren in the beginning of the 21th century, the age structure of the variability of different stages of secondary sexual characteristics. Developed and presented the latest standards for determining biological age.

Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Изучение биологического возраста сельских школьников Нижегородской области // Исследования в области естественных наук. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2014/04/6760 (дата обращения: 14.07.2023).

Комплексная оценка физического развития школьников предусматривает определение биологического возраста (БВ), т.е. достигнутого уровня морфофункционального развития индивида, определенного относительно сверстников (средних возрастно-половых нормативов) [1]. Необходимость определения БВ обусловлена тем, что индивидуальные темпы биологического созревания школьников неодинаковы. Учащийся, био¬ло¬гический возраст которого соответствует паспортному или опережает его, обычно успешен в освоении школьной программы. Значительная часть детей с замедленным уровнем биологического развития испытывает трудности при обучении в школе, особенно на начальной ступени. В ходе учебных занятий у них наблюдается выраженное снижение работоспособности и преждевременное утомление. У школьников с ускоренным биологическим развитием часто выявляются дисгармоничность роста и развития [2]. Напряжение, которое дети с крайними вариантами биологического созревания испытывают при обучении, отражается в ухудшении показателей их здоровья [3,4].
Диагностика крайних вариантов развития при проведении регуляр-ных медицинских профилактических осмотров у детей способствует раннему выявлению отклонений в развитии, ряда заболеваний. Поэтому, даже при отсутствии болезней, группа здоровья по комплексной оценке у ребенка с крайними вариантами (отставание или опережение) определяется как вторая (II). Кроме того, знание биологического возраста ребенка обязательно при решении вопросов гигиенического, спортивного и т.д. нормирования различных видов деятельности [3,5].
Цель исследования. Изучить динамику и особенности биологического созревания сельских школьников Нижегородской области и представить современные стандарты определения биологического возраста.
Материалы и методы. Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров с комплексной оценкой здоро-вья [Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей»], в т.ч. по программе автоматизированного компьютерного диагностического обследования (АКДО), 2767 учащихся СОШ Нижегородской области (1354 мальчиков и 1413 девочек) в возрасте 6,5 -17,5 лет с сентября 2011 г. по апрель 2012 г. Критерии включения: учащиеся 1-11 классов сельских СОШ. Критерии исключения: 1) дети с органическими поражениями, 2) период обострения хронических заболеваний.
Число постоянных зубов (ЧПЗ) определял сертифицированный стоматолог. Выраженность вторичных половых признаков (ВПП) оценивалась сертифицированными по системе АКДО педиатрами с определением половой формулы (ПФ) и балла половой зрелости (БПЗ) [2]. Развитие вторичных половых признаков оценивали по общепринятой методике с использованием половой формулы Ах0-4, Р0-5, L0-2, V0-2, F0-3 для мальчиков и Ma0-3, P0-3, Ax0-3, Me0-3 для девочек, где Ax – оволосение подмышечных впадин, Р – оволосение лобка, L – рост щитовидного хряща, V – изменение тембра голоса, F – оволосение лица, Ма – развитие молочной железы, Ме – становление менструальной функции [3,5]. Динамику ВПП сопоставили с данными осмотров, проведенных в 1966/67 гг. (Матвеева Н.А. с соавт., 1971) [6]. Провели сопоставление полученных стандартов сельских школьников 2011/12 гг. с аналогичными для школьников Н. Новгорода (2002 г.) [2], в табл. 2, 4, 5 в скобках представили нормативные данные для школьников Н.Новгорода.
По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проведена с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2003» и «Биостат» [7].
Результаты и их обсуждение. У школьников 6,5 до 10-12 лет информативным критерием биологического развития является определение числа постоянных зубов (ЧПЗ). Во многих возрастных группах у девочек ЧПЗ статистически значимо выше, чем у мальчиков.
Исходя из практики принятия за возрастную норму ЧПЗ в диапазоне «М±σ», представили стандарт определения БВ у школьников этой возрастной группы до появления у них вторичных признаков полового созревания. Отметили схождение показателей по обеим группам, как у мальчиков, так и девочек, при наличии незначительных расхождений.
К моменту начала полового созревания (10-12 лет) ведущую роль в диагностике биологического возраста приобретает уровень полового созревания, выражаемый половой формулой.
Анализ динамики показателей развития вторичных признаков полового развития (у мальчиков сопоставимы только по признакам Р и Ах) у сельских школьников за последние 45 лет 1966/67 г. [6] и 2012 г. выявил ускорение выраженности их проявления, в большей степени выраженное у мальчиков.
У них появление ВПП сместилось на 1 год ранее (12 лет), а верхняя граница БПЗ с 14 лет стала нижней. Первые проявления ВПП у отдельных мальчиков отметили в 10 лет 4 месяца в виде изменения тембра голоса и в 10 лет 5 месяц в виде оволосения на лобке.
У девочек нет смещения возраста появления ВПП, но диапазон балла половой зрелости стал шире за счет смещения его границ вправо (табл. 3). Первые пубертатные изменения у девочек – развитие молоч-ных желез отметили в 8 лет 11 месяцев. Средний возраст появления Ме у сельских девушек в 2011/12 гг. составил 13,4±0,85 лет, наиболее ран-нее наступление менархе зафиксировано в 11 лет 2 месяца, позднее – в 15 лет 4 месяца. В период же 1966/67 гг. средний возраст Ме приходился на период 14-15 лет.
В группе обследованных учащихся не выявлены девочки (до 8 лет) и мальчики (до 9 лет) с преждевременным половым созреванием.
Последовательность возрастного появления вторичных половых признаков у сельских школьников следующая:
• у мальчиков – оволосение на лобке (Р1 – 12,8±0,08 лет), оволосение подмышечных впадин (Ах1 – 13,6±0,11 лет). Наряду с ускоренными темпами полового развития у ряда подростков отметили его задержку: среди 14-летних Р0 – установлен у 16,8%, Р1 –18,4%, Р2–55,2%, Р3–9,6%; Ах0–26,4%, Ах1–21,6%, Ах2–48,0%, Ах3 – 4,0%; среди 15-летних Р0 – 9,0%, Р1 – 10,8%, Р2 – 40,5%, Р3 – 39,6%; Ах0 – 10,8%, Ах1 – 16,2%, Ах2 – 39,6%, Ах3 – 33,4%.
• у девочек – развитие молочных желез (Ма1 – 11,4±0,09 лет), оволосение на лобке (Р1 – 12,1±0,08 лет), оволосение подмышечных впадин (Ах1 – 12,8±0,10 лет). У девочек выраженность признаков Р и Ах начинает появляться раньше, чем у мальчиков только на 7 и 10 месяцев соответственно, что отличает их от городских школьников, для которых установленная разница от 1 до 2 лет [1,2].
По результатам проведенного анализа представили стандарты полового созревания для определения биологического возраста сельских школьников. Отметили фактическое сближение значений БПЗ у сельских школьников с городскими сверстниками.
Заключение. Уровень биологического созревания сельских школьников за истекшие 45 лет статистически значимо вырос и имеет тенденцию к сближению к таковому для городских школьников на начало 21 века.
Современные сельские школьники Нижегородской области характе-ризуются высокой вариабельностью наступления стадии появления вторичных половых признаков и их выраженности.
Разработаны и представлены в виде стандартов дифференцирован-ные критерии определения биологического возраста сельских школьни-ков по числу постоянных зубов и выраженности вторичных признаков полового созревания.


Библиографический список
  1. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 560 с.
  2. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  3. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области  // Вестник Московского государственного областного университета. – №4. – 2012. – С.37-42
  4. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Уровень биологического возраста городских и сельских школьников г.Арзамаса и Арзамасского района  // Научный поиск в современном мире: Материалы I международной научно-практической конференции / НИЦ «Апробация». – Москва: издательство Перо, 2012. – С.48-57.
  5. Особенности морфофункционального развития сельских школьников Арзамасского района: монография / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: АГПИ, 2013. – 104 с.
  6. Физическое развитие и некоторые функциональные показатели сердечно-со­су­дистой системы у сельских школьников. Методические указания /Сост. Н.А. Матвеева, И.И. Мясникова, Л.И. Лозовская и др. – Горький: Изд-во «Горьковская правда», 1971. – 48 с.
  7. Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 459 с.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: