УДК 612.655

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Маслова Вера Юрьевна1, Калюжный Евгений Александрович2, Садретдинова Индира3, Федосеева Яна4, Калеева Мария5, Касаткина Ольга6, Маслова Мария7
1Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, преподаватель кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
2Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
3Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 4 курса
4Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 4 курса
5Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 4 курса
6Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 4 курса
7Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 4 курса

Аннотация
В статье представлены результаты изучения функционирования сердечно-сосудистой системы юношей и девушек Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевско и определения уровня адаптационных возможностей по гемодинамическим показателям, данным функциональных тестов и кардиоинтервалографии.

Ключевые слова: адаптационные возможности, гемодинамические показатели, кардиоинтервалография, студенты, функциональная реактивность


FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF MODERN STUDENTS

Maslova Vera Yrievna1, Kalyuzhny Evgenie Aleksandrovich2, Sadretdinova Indira3, Fedoseyeva Jana4, Kaleeva Maria5, Kasatkina Olga6, Maslova Maria7
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., senior lecturer, Managing chair of medical preparation and safely-sti ability to live
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Teacher of chair of medical preparation and health and safety-sti ability to live
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 4tht year student
4Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 4tht year student
5Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 4tht year student
6Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 4tht year student
7Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 4tht year student

Abstract
The article presents the results of a study of cardiovascular system of students and determine their level of adaptive capacity to hemodynamic parameters, data and functional tests cardiointervalography.

Keywords: adaptive capabilities, functional reactivity cardiointervalography, hemodynamic parameters, students


Рубрика: Биология

Библиографическая ссылка на статью:
Маслова В.Ю., Калюжный Е.А., Садретдинова И., Федосеева Я., Калеева М., Касаткина О., Маслова М. Функциональные характеристики современных студентов // Исследования в области естественных наук. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2014/06/7412 (дата обращения: 28.01.2017).

Агаджанян Н.А. (2006) определяет здоровье как способность  адаптироваться к условиям окружающей среды, он отводит теории адаптации в учении о здоровье и болезни ключевое место [1]. В ходе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для живых существ, благодаря которым организм приобретает способность к существованию в конкретной среде обитания. Адаптация организма к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека [2,3].

С точки зрения оценки функционального резерва мобилизация и расходование его оперативных и стратегиче­ских резервов, которые мобилизуются на этапах срочной и долговременной адаптации, изучение реакций системы кро­вообращения дают наиболее наглядные и типичные примеры. Во-первых, хорошо известны и общедоступны измерения уров­ня функционирования системы кровообращения (частота пульса, артериальное давление, минутный и ударный объем). Во-вторых, чувствительные рецепторные приборы — баро- и хеморецепторы контролируют различные параметры кровообращения в самых разных точках сосудистого русла и в самом сердце и постоянно информируют центральную нервную систему о происходящих изменениях. Это обеспечи­вает гибкость приспособления сердца и сосудов к непре­рывно изменяющимся условиям окружающей среды в резуль­тате деятельности весьма совершенных механизмов регуля­ции [4,5,6].

Цель исследования. Целью проведенного исследования является изучение показателей функционирования сердечно-сосудистой системы юношей и девушек Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевско для определения их уровня адаптационных возможностей.

Материалы и методы.  Исследование проведено на основе антропометрического обследования 1820 человек (918 юношей и 902 девушек) 16-21 лет на базе лаборатории «Мониторинга физического развития учащихся всех ступеней образования» Арзамасского филиала ННГУ по показателям гемодинамики и кардиоинтервалограммы в процессе выполнения заданий «Паспорта здоровья студента». Измерялись систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) и частота сердечных сокращений (ЧСС) трехкратно: в покое, непосредственно после дозированной физической нагрузки (двадцать полных приседаний за 30 с), на второй и третьей минутах после нагрузки. АД фиксировалось с помощью ручного манометра по методу Короткова. За норму ЧСС принималось 60-85 ударов в минуту (уд.). АД расценивалось как повышенное более 140/90 мм рт ст (гипертензия), как пониженное - ниже 100/60 мм рт ст (гипотензия). Нормативы физиологических показателей приведены согласно традиционным медицинским стандартам [7,8,9].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 1997-2003». Статистическая обработка проводилась средствами параметрического и непараметрического анализа  с использованием  ППП «STADIA v.6».

Обсуждение результатов.

У юношей средний уровень ЧСС до нагрузки составлял 79,3 уд (рис.1). ЧСС ниже 60 уд. (брадикардия) имели 1,5% человек. Тахикардия (учащение сердцебиения свыше 85 ударов в минуту) отмечена у 6,9% студентов, из них у 9,0% ЧСС до нагрузки составила более 100 ударов в минуту. Среднее АД зафиксировано на уровне 125,5/74,6 мм рт ст, минимальное - 94/56 мм рт ст, максимальное - 164/97 мм рт ст.

Рис.1 Показатели ЧЧС

Систолическое давление выше140 мм.рт.ст имели 2,2%, а у  14,6% оно превышает135 ммрт ст (рис.2).

Рис.2 Показатели САД

После приседаний средний уровень АД составил 136,2/71,6 мм рт ст, минимальное АД у юношей составило 111/52 мм рт ст, а максимальное повысилось до 177/101 мм рт ст, при этом ДАД увеличилось практически вдвое (рис.3)

Рис.3 Показатели ДАД

 ЧСС повысилось соответственно до 142 ударов при среднем его уровне 86,4 удара в минуту. У девушек средний уровень ЧСС до нагрузки был равен 76,4 уд. Среднее АД до нагрузки равнялось 112,1/73,6 мм рт ст. Максимальное АД составляло 144/92 мм рт ст. Минимальное АД- 83/56 мм рт ст.

Систолическое давление менее100 ммрт ст имели 12,5% девушек. На момент исследования превышения верхней границы нормы зафиксировано не было. У 2,0% девушек систолическое артериальное давление до нагрузки составило139 ммрт ст. После нагрузки средний уровень ЧСС составил 96,7 уд., среднее АД- 123,3/66,3 мм рт ст. Время восстановления ЧСС и АД до исходного уровня у всех измеренных не превышало трех минут.

Анализ полученных результатов показал половые различия по величине АД. Подтверждаются литературные данные о более высоком его уровне у юношей. Артериальная гипертензия выявлена у 1,4% юношей. У представительниц женского пола артериальной гипертензии не выявлено.

Гипотензия, наоборот, не характерна для обследованных юношей и выявлена у 7,2% девушек. По величине АД было рассчитано пульсовое давление (ПД), равное разности систолического и диастолического артериального давления. В норме у здорового человека ПД равно 30-60 ммрт ст. При повышенном пульсовом давлении (более60 ммрт ст) сердечная мышца качает кровь с большим напряжением, что может привести к ее быстрому износу. При пониженном пульсовом давлении (ниже30 ммрт- ст) сердце качает кровь слабо и в мозг поступает недостаточное количество кислорода, что может отразиться на самочувствии и вызвать головокружение, тошноту, и даже обморок [5,10].

У 4,7% юношей выявлено ПД выше60 ммрт ст. У девушек, в связи с более низким общим уровнем АД и большей склонностью к гипотензии, всего у 1,4% зарегистрированы повышенные значения ПД. Уровень ПД ниже30 ммрт ст наблюдался у 4,1% студенток.

Проведена оценка адаптационных возможностей методом кардиоинтервалограммы, рассчитан индекс напряжения (ИН) среди студентов, занимающихся в различных физкультурных группах (табл.1)

Таблица-1. Распределение индекса напряжения ИН студентов.

 

Возраст

M±m

 

Ts

 

P

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

17 лет

148,1±21,9

67,6±7,72

3.47

0.000

18 лет

102,8±23,8

74,3±5,91

1.16

0.247

19 лет

114,1±35,4

63,1±14,5

1.33

0.184

статистика

F=1,21 cc=2  P=0,310

F=0,51 cc=2  P=0,677  

Физкультурная

группа

 

основная

91,9±19,9

65,6±11,24

1.15

0.251

подготовительная

107,7±24,7

64,23±12,35

1.57

0.117

специальная

165,4±38,3

99,6±11,99

1.64

0.103

статистика

F=1,51 cc=2  P=0,294

F=4,74 cc=2  P=0,011

Юноши всех возрастных групп имеют более высокий ИН, чем девушки, но статистически это подтверждается только среди 17-летних студентов (разница составляет 85,5). Отмечается его возрастная тенденция снижения, более выраженная среди юношей.

Определено, что студенты, занимающиеся в основной физкультурной группе имеют ИН ниже, чем студенты подготовительной и, особенно, специальной группы. Выявленная особенность характерна как для юношей, так и для девушек. Таким образом,  функциональные характеристики современных студентов свидетельствуют о их соответствии физиологической норме и определяют оптимальный уровень адаптационных возможностей.


Библиографический список
  1. Агаджанян, Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А.Агаджанян, Р.Н.Баевский, А.П.Берсенева. - Ставрополь: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.
  2. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д. Современные проблемы изучения физиологии развития организма // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2011. № 2. С. 26-31.
  3. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Борзенко Д., Глаголева К., Норкина Е., Розина К., Тремаскина Ю. Характеристика адаптационных возможностей студенческой молодежи // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. - № 4.
  4. Балыкин М.В., Зайнеева Р.Ш., Каманина Т.В., Платонов А.С. Влияние гипоксической тренировки на кислородтранспортную функцию крови у лиц первого и второго зрелого возраста // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2013. № 29. С. 18-28.
  5.  Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Оценка функциональных возможностей студентов // Исследования в области естественных наук. – Апрель 2014. - № 4
  6. Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2009. - Т. 95. № 6. - С. 667-669.
  7. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.
  8. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Поляшова А.С., Погодина Е.В., Жулин Н.В. Оценочные таблицы показателей КИГ детей и подростков // Вестник чувашского государственного университета. – Чебоксары: Чуваш.гос.ун-т, 2011. – С.22-25
  9. Михайлова С.В., Калюжный Е.А., Норкина Е., Тремаскина Ю. «Паспорт здоровья студента» - метод формирования культуры здоровья // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. - № 4.
  10. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы у учащихся младших классов  // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. - 2012. – Вып.7. – С.37-43.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: