Важной характеристикой динамической и возрастной изменчивости тотальных размеров тела (длины (ДТ) и массы тела (МТ)) при изучении показателей морфофункционального развития детей и подростков являются такие биометрические параметры как коэффициент корреляции (r), характеризующий взаимосвязь двух признаков [1, 3],коэффициент регрессии (Rх/у), указывающий на какую величину изменяется данный признак при изменении роста на 1 см [1, 3], частная сигма или сигма регрессии (σR), служащая для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с ростом [3, 6] и коэффициент вариации (СV), показывающий изменчивость признака, его рассеянность или компактность [1, 3]. Перечисленные параметры позволяют оценивать вариабельность признаков ДТ и МТ в динамике временного периода. В комплексной оценке физического развития (ФР) большое значение придается оценке МТ, которая является одним из наиболее лабильных антропометрических признаков. В общепринятых методах оценки ФР МТ является критерием гармоничности ФР [4].
Сравнительный анализ динамики биометрических показателей сельских школьников Нижегородской области, обследованных З.А. Спитков-ской в 1945/46 гг. [5], Н.А. Матвеевой в 1966/67 гг. [6] и Е.А.Калюжным в 2011/12 гг. [2] выявляет значительные изменения в ФР детей, произошедшие за последние 66 лет.
Коэффициент корреляции у сельских школьников мужского пола, обследованных в 1946 и 1967 гг., имеет разнонаправленную тенденцию к увеличению с возрастом, при этом статистически значимой разницы между ними не выявлено (табл. 1).
Таблица 1 – Характеристика биометрических показателей взаимосвязей ДТ и МТ сельских мальчиков (1946–2012 гг.)
В выборке детей 1946 года растет r с 0,58 у 8-летних мальчиков до 0,90 у 15-летних, показывая в этом возрасте максимальную взаимосвязь увеличения длины и массы тела. Аналогичная тенденция вариабельности коэффициента корреляции у мальчиков 1967 года (r в период от 8 до 15 лет растет с 0,74 до 0,87). В выборке сельских мальчиков 2012 года нет выраженного увеличения r с возрастом: у 8-летних мальчиков r=0,68, а у 15-летних юношей r=0,72; наибольшие показатели выявлены в 12 и 15 лет (0,74 и 0,72 соответственно). У девочек показатель r имеет однозначную тенденцию к увеличению с возрастом только в выборке детей 1946 года (табл. 2) – с 0,64 в 8 лет до 0,73 в 15 лет с максимальными значениями в 11 и 13 лет (0,81 и 0,82 соответственно).
Таблица 2 – Характеристика биометрических показателей взаимосвязей ДТ и МТ сельских девочек (1946–2012 гг.)
В двух других исследуемых группах у сельских девочек r с возрастом снижается, более выражено это происходит на современном этапе развития (с 0,67 в 7 лет до 0,44 в 17 лет). Скачки r определены в группе девочек 1967 года у 8-9 и 12-13-летних (0,78 и 0,76 соответственно), а у современных сельских школьниц – в 8-10 лет при r=0,68 и в 12 лет при r=0,69. Эпохальная динамика коэффициента корреляции с 1946 по 2012 гг. подтверждается статистически значимыми различиями и у мальчиков и у девочек (р=0,006 и р=0,001 соответственно, табл. 1, 2). Снижение тесноты корреляции между МТ и ДТ у современных подростков 16-17 лет, особенно у девушек, по-видимому, связано с замедлением роста в длину и более интенсивным процессом формообразования, что приводит к значительным индивидуальным различиям.
Исследование коэффициента регрессии в выборке детей 1946 года указывает на его равномерное увеличение с возрастом: от 0,27 до 0,73 у мальчиков (табл. 1) и от 0,32 до 0,71 у девочек (табл. 2).
У мальчиков 1968 года Rх/у так же имеет тенденцию к увеличению с возрастом (с 0,40 в 7 лет до 0,86 в 15 лет) с резким снижением в 13 и 17 лет (0,31 и 0,56 соответственно). У девочек этого периода разница между конечными возрастными показателями Rх/у (0,38 в 7 лет и 0,78 в 17 лет) отражает его рост с возрастом, но происходит это также скачкообразно. Наибольшая прибавка массы на 1 см длины тела у школьниц совершается в период полового созревания – в 13-14 лет – 0,86 (у мальчиков равнозначный скачок Rх/у отмечается в 15 лет). У современных сельских детей коэффициент регрессии с возрастом растет, попеременно снижаясь и увеличиваясь, имея наибольшие приросты массы на 1 см длины тела у девочек в период ростового скачка (в 12-13 лет – 0,96 и 0,83 соответственно). Неординарной особенностью ФР в современных условиях сельских мальчиков 11 лет отмечено максимальное эпохальное значение показателя Rх/у – 1,03.
σR на протяжении рассматриваемого периода увеличивается у мальчиков (табл. 1) и у девочек (табл. 2), как в эпохальном аспекте, так и в процессе индивидуального развития с 7 до 17 лет, указывая на большой размах изменчивости МТ у сельских школьников. Наибольший темп роста σR
(и следовательно размаха вариации МТ) выявлен у детей и подростков 7-13 лет на современном этапе исследования, что ведет к расширению показателей морфологического профиля, в т.ч. и с дисгармоничным физическим развитием.
За 66-летний период прослежена динамика коэффициента вариации, характеризующего разнообразие признака МТ. В течение периода 1967–2012 гг. выявлено выраженное нарастание вариабельности показателей МТ у сельских мальчиков и девочек в возрасте 7-12 лет. Выявлена статистически значимая разница коэффициента вариации между сельскими школьниками 1967 и 2012 гг. Эпохальная динамика коэффициента вариации МТ с 1946 по 2012 гг. подтверждается статистически значимыми различиями и у мальчиков и у девочек (табл. 1, 2).
Таким образом, по полученным данным отмечено равномерное увеличение длины и массы тела с возрастом у сельских школьников послевоенного времени, сохраняя параметры ДТ и МТ в узком интервале. В двух других выборках связь между приростами длины и массы тела с возрастом ослабевает, что характеризует морфологический статус современных школьников с большим диапазоном вариабельности, который возрастает с началом пубертатных изменений. Исследование эпохальной динамики Rх/у выявило, что современные школьники отличаются от сверстников прошлого столетия высокими значениями этого показателя, т.е. имеют большие приросты массы тела и, следовательно, можно предположить увеличение численности сельских школьников с избыточной массой тела. Аналогичная тенденция ФР подрастающего поколения подтверждается многими исследователями морфофункциональной адаптации детей и подростков в новых условиях социально-экономических преобразований, произошедших в нашей стране в последние годы [2,4]. Учитывая полученные результаты по тотальным параметрам тела можно предположить, что физическое развитие школьников прошлого столетия было более гармоничным, чем в настоящее время, что объясняется расслоением населения, в том числе и детской популяции по социально-культурному и экономическому уровню.
Библиографический список
- Дорожнова, К.П. Практические рекомендации к оценке состояния здоровья и физического развития. / К.П.Дорожнова – Горький: Горьковское книжное издательство, 1962. – 76 с.
- Комплексная оценка физического развития школьников: методические указания / разр. Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова [и др]; НГМА, АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 80 с.
- Лакин, Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие / Г.Ф.Лакин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1990. – 352 с.
- Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода: методические указания / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос.медицинской академии, 2011 – 80 с.
- Спитковская З.А. Состояние здоровья г.Дзержинска за 1946 год.
- Физическое развитие и некоторые функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у сельских школьников: методические указания. – Горький: издательство «Правда», 1971. – 46 с.