БАЗАРБАЕВА С.М., НУСУПОВА А.Ж., БАТЖАНОВА С.М. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


БАЗАРБАЕВА С.М., НУСУПОВА А.Ж., БАТЖАНОВА С.М. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Исследования в области естественных наук. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2012/06/720 (дата обращения: 26.07.2023).

Базарбаева С.М.,

ст. преподаватель, м.б.н., Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева

Нусупова А.Ж.,

ст. преподаватель, м.б.н., Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева

Батжанова С.М.

ст. преподаватель, м.б.н., Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева

 

          

Формирование здорового образа жизни и забота о здоровье школьников являются актуальными педагогическими проблемами. Президент нашей республики Н.А. Назарбаев в своем Послании выделил здоровье народа одним  из главных приоритетов в стратегии развития нашей страны.  Именно здоровая нация имеет множество возможностей в создании мощного государства.

Поэтому главной задачей нашего общества является воспитание здорового, духовно богатого, интеллектуального и высоконравственного молодого поколения.  Высокая и ответственная роль молодежи в настоящем и будущем страны вызывает повышенное требование к сохранению каждым человеком своего здоровья, выработке привычек здорового образа жизни, обеспечивающих необходимый уровень жизнедеятельности   в реальной окружающей среде и здоровое долголетие[1, 4].

Развитие, воспитание, образование детей школьного возраста и сохранение их здоровья является весьма актуальной и важной государственной проблемой. Здоровье подростков будет определять в ближайший и более отдаленные периоды трудовой и интеллектуальный потенциалы общества, характер воспроизводства населения и здоровье будущих поколений. В современной характеристике этого компонента общественного здоровья преобладают тенденции роста заболеваемости, ухудшения физического развития. Социальное благополучие населения остается главенствующим фактором, обеспечивающим нормальный рост и развитие детей, подростков, юношей и девушек. Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100 %, то доля социально-педагогического фактора составит 40%.  Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса социально-экономических, экологических, медико-гигиенических факторов.  Именно в подростковом периоде, когда физиологические системы эмоционально-вегетативного реагирования испытывают значительное напряжение и особенно подвержены неблагоприятным воздействиям окружающей среды, учебная нагрузка и влияние социально-психологических факторов повышаются [2,54].

Школа является средой, провоцирующей проявления проблем психофизиологического характера у детей.    Одной из причин образовательных перегрузок стали новые педагогические технологии, различные новаторские программы, постоянное увеличение объема информации, введение дополнительных учебных часов. Суммарная учебная нагрузка, которая значительно превышает допустимые гигиенические нормативы, является фактором, негативно влияющим на функциональное состояние физиологических систем подростков Вследствие интенсификации учебной нагрузки нарушается здоровый образ жизни подростка, уменьшается активный отдых на воздухе, продолжительность ночного сна, нарушается режим питания. Отрицательное воздействие на здоровье школьников оказывают такие компоненты внутришкольной среды, как недостаточная квалификация педагогов в вопросах физиологии развития и охраны здоровья, несоблюдение физиологических и гигиенических требований в организации учебного процесса, его интенсификация, неэффективность системы физического воспитания и т.д. Следовательно, возникает необходимость мониторинга психофизиологического и эмоционального состояния учащихся. В связи с этим изменение психофизиологического, эмоционального состояния учащихся под влиянием учебного процесса является одной из наиболее важных и актуальных проблем в современной школе и представляет как теоретический, так и практический интерес для психофизиологии, педагогики, медицины[3, 232].

Факторы риска ряда хронических заболеваний начинают формироваться в детском и подростковом возрасте. При существующем состоянии здоровья подрастающего поколения невозможна в полной мере реализация образовательных  программ. Формирование здорового образа жизни включает в себя приоритетные направления деятельности, отраженные в стратегии «Казахстан –2030». Это борьба с курением, алкоголизмом, наркоманией, избыточной массой тела, а также программы, направленные на охрану репродуктивного здоровья населения, профилактику инфекций, передающихся половым путем. Перед обществом стоят задачи по охране здоровья населения. Это неуклонный рост количества людей, заболевших СПИДом, расширение ареала употребления наркотиков, туберкулез и другие заболевания.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения.  Образ жизни детей, подростков школьного возраста характеризуется гиподинамией и  гипокинезией, информационной перегруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, что, в конечном итоге приводит к различным функциональным нарушениям организма и ухудшению уровня физического развития в целом. Отмечается  тенденция к росту заболеваемости по таким ноозологическим формам как миопия, плоскостопие, сколиоз, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания.

На здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов, среди которых важнейшая роль принадлежит учебной нагрузке. Одной из серьезнейших проблем в школах является многосменность учебных занятий  (2-3 сменный режим обучения). Значительная часть школ работает по 5-дневной учебной неделе. Такой несбалансированный режим умственного труда и отдыха учащихся оказывает негативное влияние на организм детей.

В наших исследованиях принимали участие дети в возрасте 14 лет, обучающиеся в различных типах школ г. Петропавловска. Это – городская классическая гимназия и средняя школа №6. Для анализа состояния здоровья детских и подростковых коллективов были использованы такие показатели –  общая заболеваемость,  индекс здоровья, процент длительно и часто болеющих, распространенность и структура, распределение по группам здоровья.

По результатам проведенных исследований в последние годы значительно увеличивается число детей, страдающих различными патологическими заболеваниями.

Общая заболеваемость детей,   обучающихся в гимназии составила 37,5%, в  средней школе № 6 – 39 % от общего количества учащихся. Основными заболеваниями являются – заболевания органов дыхания, пищеварения, болезни глаза и его придатков.

Индекс здоровья - количество детей и подростков, не обращавшихся ни разу в течение года в поликлинику. Индекс здоровья у детей, обучающихся  в средней школе  значительно ниже (58%) по сравнению с гимназией, где этот показатель составил   62%.

Учитывая все вышеперечисленное необходимо решая задачи «концепции формирования здорового образа жизни» выработать комплекс методик обучения учащейся молодежи. Получаемые знания должны быть доступными, объясняющими последствия заболеваний, не должны травмировать психику детей. Знание о здоровом образе жизни должны включать анатомические, физиологические основы организма, механизмы адаптации, защитные барьеры болезням.

Эффективность работы специалистов службы формирования здорового образа жизни во многом зависит от их творческого подхода к методикам пропаганды здоровья, использованием в практике современных информационных технологий. В работе необходимо учитывать основной аспект – творческий. Энтузиазм, способность взглянуть на проблему по- новому – главные психологические особенности творческой личности.

Список литературы

  1. 1.     Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 28 февраля 2007 г.  4-6.
  2. 2.      Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 54 – 59.
  3. 3.      Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб. : ДЕАМ, 1998. 232с.

 



Все статьи автора «Айгерим Нусупова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: